Леонид Сергеевич Леонтьев

Leonid Leontiev

Дата рождения
09.04.1885
Дата смерти
06.06.1942
Профессия
Страна
Россия, СССР

Заслуженный артист РСФСР (1932). Окончил Петроградское театральное училище в 1903 (ученик П. Карсавина, Н. Легата). В Мариинском театре — Театре им. Кирова танцевал до 1941. Одновременно (1908-10) выступал в труппе С. Дягилева. В 1920, 1922-25 управляющий балетной труппой ГАТОБа.

Первый исполнитель партий: Дроссельмейер («Щелкунчик», балетм. Ф. Лопухов, В. Вайнонен), Пульчинелла («Пульчинелла»), Учитель танцев («Крепостная балерина»), отец Асака («Ледяная дева»), Ли Шанфу («Красный мак»), Полицмейстер («Золотой век»), Ленька («Болт»), Гаспар («Пламя Парижа»), Камюзо («Утраченные иллюзии»); др. партии (1917-41): Франц («Коппелия»), Кузнечик, Кузнечик-гуляка («Капризы бабочки»), Пьеро («Фея кукол»), Пьер («Привал кавалерии»), Колен, Никез («Тщетная предосторожность»), Жан («Жавотта»), Бернар («Раймонда»), Петрушка, Арап («Петрушка»), Арлекин, Пьеро («Арлекинада»), Арлекин, Панталоне («Карнавал»), Пьер Гренгуар, Квазимодо («Эсмеральда»), Голубая птица, Кот в сапогах, фея Карабос («Спящая красавица»), Гамаш, Санчо Панса («Дон Кихот»), Ганс («Жизель»), Хан, Иван-дурачок («Конек-Горбунок»), Исаак («Корсар»), Губернатор («Катерина»), па-де-труа («Лебединое озеро»).

В ПТУ—ЛХУ преподавал с 1911 (1918-20 — заведующий ПТУ). Среди его учеников — А. Вильтзак, Дж. Баланчин (Г. Баланчивадзе), Б. Шавров, М. Дудко, А. Лопухов, В. Вайнонен, М. Михайлов, Н. Зубковский, Б. Фенстер, Л. Петров, Р. Славянинов.

В ГАТОБе поставил балеты «Саломея» (1922), «Времена года» (1924), вместе с Ф. Лопуховым и В. Пономаревым — «Красный мак» (1929), танцы в операх «Пиковая дама», «Лакме» и др., возобновил балеты «Петрушка» (1920), «Жавотта» К. Сен-Санса (1923).

Леонтьев — безукоризненный классический танцовщик. Отлично исполнял мимические роли, но, главное, этот невысокого роста танцовщик был большим артистом. Он как бы синтезировал танцевальную технику своего учителя Н. Легата и творческие искания М. Фокина в создании балетной образности. Творческий диапазон артиста отличался широтой: от талантливого исполнения роли Гренгуара до необычайной по мастерству оттенков интерпретации партии Ивана-дурачка. Одной из вершин его творчества была роль Петрушки.

Преподавая (с 1930) пантомиму и мастерство актера, Леонтьев передавал артистам балета свою культуру, умение создавать реалистический образ на балетной сцене.

Сочинения: Моя автобиография.— Еженедельник петроградских академических театров, 1923, № 31, 32; Что делать с балетом?— Жизнь искусства, 1925, № 7.

Литература: Франгопуло М. Л. С. Леонтьев,— Л., 1939; Михайлов М. Л. С. Леонтьев.— В кн.: Жизнь в балете. Л.; М., 1966; Красовская В. Л. С. Леонтьев.— В кн.: Русский балетный театр начала XX века. Л., 1972, т. 2; Чернова Н. Л. С. Леонтьев.— В кн.: От Гельцер до Улановой. М., 1979; Суриц Е. Л. С. Леонтьев.— В кн.: Хореографическое искусство двадцатых годов. М., 1979; Шувалов Н. Юбилей большого мастера.— Рабочий и театр, 1933, № 34; Соколов-Каминский А. Страницы календаря: Л. С. Леонтьев.— Сов. балет, 1985, № 5.

А. Деген, И. Ступников

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама