Алла Яковлевна Шелест

Alla Shelest

Дата рождения
26.02.1919
Дата смерти
07.12.1998
Профессия
Страна
СССР
Портрет балерины Аллы Яковлевны Шелест, Виктор Михайлович Орешников, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Заслуженная артистка РСФСР (1953), народная артистка РСФСР (1957), лауреат Сталинских премий (1947, 1951). Окончила ЛХУ в 1937 (ученица Е. Гердт, А. Вагановой).

В 1937-63 в Театре им. Кирова. Первая исполнительница партий: Катерина («Катерина», ЛХУ), Натэлла («Сердце гор»), Эгина, Сюимбике, Катерина; Хасинта («Лауренсия»), Злюка; баронесса Штраль («Маскарад»), Оксана; Бьянка («Отелло»), русский танец (опера «Пугачев» М. Коваля, балетм. Ф. Лопухов), «Вечный идол» («Хореографические миниатюры»); др. партии: Лебедь («Лебединое озеро», балетм. А. Ваганова), Одетта — Одиллия, Аврора, фея Сирени, Жизель, Мирта, Раймонда, Никия, Лауренсия; Татьяна («Татьяна»), Девица-краса («Весенняя сказка»), Зарема, Мехменэ Бану, Хозяйка Медной горы, Джульетта, Гаянэ, Царь-девица; Параша, Царица бала («Медный всадник»), Мирель де Пуатье («Пламя Парижа»), Гюльнара, Невольница («Корсар»), Клеопатра («Египетские ночи»), Диана; Уличная танцовщица («Дон Кихот»), прелюд, 7-й вальс («Шопениана»), «Слепая», «Поцелуй» («Хореографические миниатюры»), Вакханка.

Снималась в к/ф «Мастера советского балета», «Гаянэ» (Гаянэ), т/ф «Хореографические миниатюры» («Вечный идол»), В 1952-55 преподаватель классического танца ЛХУ (ученицы — Г. Рейниш, Е. Ипатова и др.), в 1965-70 преподаватель балетмейстерского отделения Ленинградской консерватории; в 1970-73 балетмейстер Куйбышевского театра; в 1976-79 балетмейстер-репетитор Театра им. Кирова.

Шелест — выдающаяся классическая балерина романтического, героического и трагедийного плана. Высокую оценку ее творчества дал Ф. Лопухов: «Шелест — типичная балерина героического склада. Нервная, горячая, волевая и притягательно сильная... Но редкой балерине так не везло, как Шелест. Проучившись у Е. Гердт до пятнадцати лет, Шелест... попала в класс Вагановой. Смена эстетических и педагогических требований была слишком резкой и не могла не оставить следа... В театре Шелест ожидали еще большие трудности. Шестнадцать лет она была обречена дублировать первую исполнительницу новых партий... Каким талантом надо обладать, чтобы не потерять при таких условиях своего лица!.. Тем не менее Шелест достигла многого».

Шелест — одна из самых неповторимых индивидуальностей ленинградской балетной сцепы. А. Ваганова назвала ее «талантливейшей балетной актрисой». Т. Вечеслова — «крупной художницей нашего времени». Г. Уланова писала о ней: «Каждый спектакль поражает не только талантом балерины, но и умом, большой внутренней культурой подлинного художника. А меня, как актрису, потрясала и смелостью, и новизной трактовки каждой роли... Балерина трагическая и вдохновенная. Ее всегда можно узнать по совершенству рисунка, эмоциональности и самозабвенности танцовщицы».

Сочинения: Шекспир в моей жизни.— Театр, 1964, № 4; Академия танца.— Сов. балет, 1982, № 5.

Литература: Львов-Анохин Б. Алла Шелест.— М., 1964; Красовская В. Алла Шелест.— Иск-во и жизнь, 1941, № 3; Прохорова В. Одухотворенная пластика.— Театральная жизнь, 1960, № 16; Луцкая Е. Алла Шелест — Клеопатра.— Сов. музыка, 1963, № 4; Львов-Анохин Б. Две роли Аллы Шелест.— Нева, 1963, № 6; Гире С. Юбилей А. Шелест.— Театр, 1968, № 6; Львов-Анохин Б. Алла Шелест.— Сов. балет, 1983, № 3; Прохорова В. В честь Аллы Шелест.— Театральная жизнь, 1983, № 20.

А. Деген, И. Ступников

реклама

вам может быть интересно

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама