Кабаре Бостонского музыкального театра

Привычное для июля театрально-концертное затишье лишь изредка нарушается неожиданными музыкальными «всплесками». Именно таковым оказался приезд в Москву и Петербург Бостонского музыкального театра.

Кабаре-концерт, представленный этим вокально-инструментальным ансамблем, назывался «Красное, белое и блюзовое» и отобразил три основных направления американской музыки. Красное — музыка патриотическая, типичная для США (от Стивена Фостера до Чарльза Айвза и Ирвинга Берлина). Белое — Великий Белый Путь — Бродвей с прекрасными мелодиями Джорджа Гершвина, Кола Портера, Леонарда Бернстайна. Третье направление — это джаз и блюз, представленные такими блистательными именами, как Дюк Эллингтон и Фэтс Уоллер. Исполнение классиков американской популярной музыки и составляет основу репертуара этого ансамбля.

История Бостонского музыкального театра началась в 1976 году, когда его создатель и художественный руководитель Шарлотта Кауфман — сама профессиональный музыкант, играющий на клавесине и фортепиано, — собрала первых исполнителей. До этого она 7 лет работала в Музее изобразительных искусств Бостона, изучая историю появления в США английской оперы. Там г-жа Кауфман и организовала свою первую музыкальную группу под названием «Друзья доктора Берни» (Чарльз Берни — историк музыки, живший в XVIII веке).

Затем она ознакомилась с музыкой периода Гражданской войны в США, но особенно увлеклась популярной американской музыкой первых 75 лет XX века, считая ее классической по форме.

В нынешнем составе Бостонского музыкального театра пять исполнителей. Сопрано Джейн Уэст, помимо работы в БМТ, поет с ведущими американскими оркестрами, включая Филадельфийский, Национальный симфонический, Бостонский симфонический. Дэйвид Рипли, сотрудничающий с БМТ со времени его основания, является профессором музыки и директором оперной программы в университете штата Нью-Хэмпшир. Пианист и дирижер Майкл Страусс — музыкальный руководитель оперной программы в Бостонской консерватории. Контрабасист Рич Эпплмэн — декан факультета басовых инструментов в музыкальном колледже Беркли в Бостоне. Ударник Бертрам Леманн преподавал в том же колледже.

«Академисты» и кабаре — кто этого ждал? Однако на трех концертах, проходивших в Москве, публика увидела настоящее американское шоу, сделанное с большим вкусом и актерским мастерством.

Два представления Бостонский театр дал в Спасо-хаусе — резиденции посла Соединенных Штатов, где по традиции на музыкальные вечера собираются политики, деятели искусства, бизнесмены. Московские меломаны, студенты и преподаватели Московской консерватории имели возможность познакомиться с БМТ в Рахманиновском зале — там музыканты дали полномасштабный концерт в двух отделениях (который предварили приветствия посла США в России Александра Вершбоу и ректора Московской консерватории Александра Соколова).

Приподнятое настроение и непринужденность были неизменными спутниками каждого концерта. Актерское обаяние Джейн Уэст, то лиричной, то игривой, то ироничной, разностороннее дарование Рипли производили оглушительный эффект. Но восторг публики достигал своего апогея, когда посол Вершбоу садился за ударные инструменты, являя при этом недюжинное мастерство.

Концерты заканчивались исполнением «на бис» трогательного произведения Джорджа Гершвина «Любовь навсегда», написанного им незадолго до смерти на слова брата Айры. А в Рахманиновском зале, кроме того, американских гостей и публику ожидал сюрприз. Хор студентов Московской консерватории под руководством Бориса Тевлина «преподнес» им несколько американских спиричуэлсов и польку Рахманинова — произведения, которые вскоре услышат и в Соединенных Штатах, куда хор приглашен для участия в молодежном форуме.

Елизавета Штайгер

реклама