Накануне юбилея выдающегося мастера всегда приятно упомянуть, в чем же этот любимец публики, судьбы и той Музы, которой довелось взять под покровительство Мастера, в чем же он самый-самый, уникальный и выдающийся. Эльдар Александрович Рязанов тут просто подарок. Он — режиссер-чемпион по количеству культовых фильмов отечественного кино. Достаточно вспомнить, что показывают по ТВ в дни общенациональных праздников, а особенно — 31 декабря. Эти фильмы Рязанова перечислять так же приятно, как и поздравлять Эльдара Александровича с юбилеем: «Карнавальная ночь», «Человек ниоткуда», «Берегись автомобиля», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Служебный роман», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Гараж», «Вокзал для двоих», «Жестокий романс»...
Зигзаги удачи, ленты, на время уходившие словно в никуда и впоследствии обретавшие страстных поклонников, пробы жанра — все эти необходимые ступени крепкой режиссерской карьеры были пройдены Рязановым также. Роман Эльдара Александровича и его зрителя длится уже почти полвека. Его шедевры — народные в самом высоком смысле этого слова. Он сам — представитель не просто публики, безликих масс, но именно народа, отношения с коим у Рязанова — на равных. Его феноменальная успешность — без конъюнктуры, без попыток перекроить себя под запросы — не требует никаких доказательств. Кстати, вы не заметили, как легко и щедро пародировали во время оно Рязанова-телеведущего и телеперсонажа, его, как сейчас сказали бы, медийный имидж.
Эльдара РЯЗАНОВА поздравляет с юбилеем кинорежиссер Алла СУРИКОВА:
— Мы говорим Комедия, подразумеваем — Рязанов, мы говорим Рязанов, подразумеваем — Комедия. Мы подразумеваем, думаем и говорим не кривя душой, не противореча себе, не стесняясь своих чувств... Элик у нас такой один!
Конечно, 75 лет — это не возраст для Рязанова, а награда за талант. Он молод — смеется, как мальчишка, сердится, как ребенок, увлекается, как подросток. Ему интересно все. И все находит в нем отклик, отзыв, трепетный отзвук.
Эльдар Александрович, дорогой! Мне ни разу не приходилось ни одному мужчине признаваться в любви так прилюдно, во весь голос, с первой газетной полосы. Ведь признание — это дело интимное, тонкое, не спугнуть бы...
Я люблю Вашу улыбку — она всегда открыта мне навстречу. Я люблю Ваши книги, они для меня — откровение близкого человека. Я люблю Ваши стихи. Это замечательная поэзия нежного романтика.
Я люблю Ваше кино — я Ваш благодарный зритель.
У каждого режиссера должна быть своя главная Тема. А у Вас есть еще и своя главная Эмма, любимая жена. И это, конечно, еще одна Ваша победа.
Дай Вам Бог!
И кто вспомнит пародии на кино его, на таких узнаваемых его героев и любимых артистов? Когда режиссер сделал на излете советской эпохи ленту «Небеса обетованные», у многих коллег-журналистов родилась красивая концепция — «прощание с эпохой», «последний фильм советского кино», «отходная собственному зрителю»... А витальность и ироничность рязановского дара вновь переспорила всех, кто утверждает, что, мол, есть у любого кинематографиста лимит зрительской любви. Ан нет, 90-е явили зрителю нового Рязанова, заветные герои возродились в новом обличье. Не потерян вкус к эксперименту и поиску новых актерских звезд, да и успех есть, такой, какому не грех позавидовать молодым и ранним. И телевидение его по-прежнему занимает, и поэзия, и книги выходят, и академию «Ника» он возглавляет.
Сейчас режиссер заканчивает очередную ленту, как всегда не загадывая на удачу, но окруженный нетерпеливым вниманием фанов. Чего-то нам ждать от «нового Рязанова», от фильма «Ключ от спальни» — доброго привета от «О бедном гусаре замолвите слово» (опять костюмная лента) или отчаянной эксцентриады «Старых кляч» (комедия также), неподражаемого рязановского лиризма (располагающее ведь название)?
Фильмы Рязанова — те подарки, что заранее обещают праздник. Сменятся эпохи, моды, концепции, но все равно Новый год — это елочные шары, бенгальские огни, это вкус «Советского шампанского» и салата «оливье», даже если на выбор есть другие блюда, это «Ирония судьбы...» и романсы в исполнении Пугачевой. Это очередной новогодний «Огонек» с непременной цитатой-признанием в любви к эталонному новогоднему фильму всех российских времен и народов. И это еще один просмотр «Иронии...» в любой другой сезон, в жару или холод, с другим чувством, к которому всегда примешивается ностальгия. Такова уж природа дарования Эльдара Рязанова: для фильмов его нет плохой погоды.
Анастасия Машкова