Эльдар Рязанов: для работы нет плохой погоды

21.11.2002 в 18:02

Эльдар Рязанов

Накануне юбилея выдающегося мастера всегда приятно упомянуть, в чем же этот любимец публики, судьбы и той Музы, которой довелось взять под покровительство Мастера, в чем же он самый-самый, уникальный и выдающийся. Эльдар Александрович Рязанов тут просто подарок. Он — режиссер-чемпион по количеству культовых фильмов отечественного кино. Достаточно вспомнить, что показывают по ТВ в дни общенациональных праздников, а особенно — 31 декабря. Эти фильмы Рязанова перечислять так же приятно, как и поздравлять Эльдара Александровича с юбилеем: «Карнавальная ночь», «Человек ниоткуда», «Берегись автомобиля», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Служебный роман», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Гараж», «Вокзал для двоих», «Жестокий романс»...

Зигзаги удачи, ленты, на время уходившие словно в никуда и впоследствии обретавшие страстных поклонников, пробы жанра — все эти необходимые ступени крепкой режиссерской карьеры были пройдены Рязановым также. Роман Эльдара Александровича и его зрителя длится уже почти полвека. Его шедевры — народные в самом высоком смысле этого слова. Он сам — представитель не просто публики, безликих масс, но именно народа, отношения с коим у Рязанова — на равных. Его феноменальная успешность — без конъюнктуры, без попыток перекроить себя под запросы — не требует никаких доказательств. Кстати, вы не заметили, как легко и щедро пародировали во время оно Рязанова-телеведущего и телеперсонажа, его, как сейчас сказали бы, медийный имидж.

Эльдара РЯЗАНОВА поздравляет с юбилеем кинорежиссер Алла СУРИКОВА:

— Мы говорим Комедия, подразумеваем — Рязанов, мы говорим Рязанов, подразумеваем — Комедия. Мы подразумеваем, думаем и говорим не кривя душой, не противореча себе, не стесняясь своих чувств... Элик у нас такой один!

Конечно, 75 лет — это не возраст для Рязанова, а награда за талант. Он молод — смеется, как мальчишка, сердится, как ребенок, увлекается, как подросток. Ему интересно все. И все находит в нем отклик, отзыв, трепетный отзвук.

Эльдар Александрович, дорогой! Мне ни разу не приходилось ни одному мужчине признаваться в любви так прилюдно, во весь голос, с первой газетной полосы. Ведь признание — это дело интимное, тонкое, не спугнуть бы...

Я люблю Вашу улыбку — она всегда открыта мне навстречу. Я люблю Ваши книги, они для меня — откровение близкого человека. Я люблю Ваши стихи. Это замечательная поэзия нежного романтика.

Я люблю Ваше кино — я Ваш благодарный зритель.

У каждого режиссера должна быть своя главная Тема. А у Вас есть еще и своя главная Эмма, любимая жена. И это, конечно, еще одна Ваша победа.

Дай Вам Бог!

И кто вспомнит пародии на кино его, на таких узнаваемых его героев и любимых артистов? Когда режиссер сделал на излете советской эпохи ленту «Небеса обетованные», у многих коллег-журналистов родилась красивая концепция — «прощание с эпохой», «последний фильм советского кино», «отходная собственному зрителю»... А витальность и ироничность рязановского дара вновь переспорила всех, кто утверждает, что, мол, есть у любого кинематографиста лимит зрительской любви. Ан нет, 90-е явили зрителю нового Рязанова, заветные герои возродились в новом обличье. Не потерян вкус к эксперименту и поиску новых актерских звезд, да и успех есть, такой, какому не грех позавидовать молодым и ранним. И телевидение его по-прежнему занимает, и поэзия, и книги выходят, и академию «Ника» он возглавляет.

Сейчас режиссер заканчивает очередную ленту, как всегда не загадывая на удачу, но окруженный нетерпеливым вниманием фанов. Чего-то нам ждать от «нового Рязанова», от фильма «Ключ от спальни» — доброго привета от «О бедном гусаре замолвите слово» (опять костюмная лента) или отчаянной эксцентриады «Старых кляч» (комедия также), неподражаемого рязановского лиризма (располагающее ведь название)?

Фильмы Рязанова — те подарки, что заранее обещают праздник. Сменятся эпохи, моды, концепции, но все равно Новый год — это елочные шары, бенгальские огни, это вкус «Советского шампанского» и салата «оливье», даже если на выбор есть другие блюда, это «Ирония судьбы...» и романсы в исполнении Пугачевой. Это очередной новогодний «Огонек» с непременной цитатой-признанием в любви к эталонному новогоднему фильму всех российских времен и народов. И это еще один просмотр «Иронии...» в любой другой сезон, в жару или холод, с другим чувством, к которому всегда примешивается ностальгия. Такова уж природа дарования Эльдара Рязанова: для фильмов его нет плохой погоды.

Анастасия Машкова

реклама

вам может быть интересно

Театр одного пианиста Классическая музыка
Противостояние Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Тип

статьи

Раздел

культура

просмотры: 1115