Рецепт его молодости

Юбилейный фестиваль музыки Щедрина

19.12.2002 в 22:36

Юбилей у Родиона Щедрина получился беспокойным, но радостным. Не успел он пересечь зону прилета в «Шереметьево-2», как тут же попал в объектив телекамеры. И телевидение «преследовало» композитора и его блистательную супругу Майю Плисецкую на протяжении всего московско-питерского фестиваля «Родион Щедрин. Автопортрет», который завершился в Москве 12 декабря. Свое 70-летие (16 декабря) маэстро отметил, будучи уже в Нью-Йорке. 19 декабря в Линкольн-центре прошла премьера его новой оперы для концертного зала «Очарованный странник» по Лескову.

Премьер хватило и на Россию. Фестиваль вобрал в себя многоликую — разновременную и разножанровую — палитру творчества Щедрина. «Лолита-серенада» для симфонического оркестра, «Parabola concertanta» для виолончели с оркестром, Пятый фортепианный концерт, романс для голоса с оркестром «Таня-Катя», «Дневник» для фортепиано и «Озорные частушки» в фортепианной версии — только небольшой список европейских, российских и мировых премьер. А сколько было сыграно сочинений, которые исполнялись в России один-два раза! Одним словом, для публики было много нового, и она неизменно выражала восторг композитору и исполнителям.

Много нового в новой России обнаружил и юбиляр. Неоднократно — и на пресс-конференциях в Москве и Питере, и в интервью — он говорил о качественном европейском уровне организации фестиваля, осуществленном артистическим агентством «Краутерконцерт», и приводил в пример любопытные детали. Так, впервые в России агентство заказало все необходимые для концертных программ партитуры в издательстве «Schott», которому принадлежат права на сочинения Щедрина. Это важно для композитора не только потому, что он, согласно контракту с издательством, получает от каждого такого заказа определенный денежный процент, но и потому, что «Schott», старейшая немецкая фирма, печатает партитуры на высочайшем уровне, без опечаток и неточностей, что, по словам Щедрина, позволяет сэкономить огромное количество времени и сил на репетициях.

О качественном европейском уровне исполнения своих сочинений композитор говорил после каждого концерта. И если такие известные музыканты, как Олли Мустонен, Дмитрий Ситковецкий и Давид Герингас, уже давно входят в число любимых исполнителей Щедрина, которым он доверяет свою музыку с легким сердцем, как и потрясающему Камерному хору Московской консерватории под руководством маэстро Бориса Тевлина, и БСО им. П.И.Чайковского во главе с блистательным Владимиром Федосеевым, то со многими другими солистами и коллективами Щедрину предстояло встретиться впервые. И он не уставал восторгаться.

Например, фортепианным классом профессора Сергея Доренского и звездой этого класса Екатериной Мечетиной, которой пришлось заменить не приехавшую в Россию Анну Гурари и выучить в кратчайший срок целое сольное отделение; Щедрин был рад знакомству с Денисом Мацуевым, исполнившим его Пятый фортепианный концерт, и Марией Гавриловой, которой удалось передать все очарование «Тани-Кати» — своеобычного и по жанру, и по стилю щедринского опуса, прозвучавшего на закрытии фестиваля.

Альтист Даниил Гришин — тоже новое имя для Щедрина — поразил, а точнее, просто сразил маэстро интерпретацией «Concerto dolce», как и питерский дирижер Александр Сладковский, представивший сложнейшую партитуру третьего концерта для оркестра «Старинная музыка российских провинциальных цирков»: им обоим Щедрин прочит в ближайшие несколько лет блестящую мировую карьеру.

Кажется, маэстро уехал из России обновленным. Его музыку здесь любят, слушают и играют, играют молодые музыканты, открывая в ней для самого автора новые грани и нюансы. А это значит, что музыка Щедрина не состарится, а автопортрет, написанный композитором за многие годы творчества, будет жить уже новой, молодой жизнью.

Олег Андреев

реклама

вам может быть интересно

Давиду от Владимира Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама