Фейерверк под звуки Вивальди

Открытие фестиваля «Дворянские сезоны» в Кузьминках

28.08.2003 в 20:26

В летнее межсезонье музеи-усадьбы Москвы и Подмосковья немало потрудились, утоляя музыкальные аппетиты публики.

Дворцовые залы и импровизированные площадки под открытым небом приютили целый ряд фестивалей, проходивших под флагом возрождения традиций прекрасного прошлого. Для музеев это более чем естественно, и гостей здесь угощают классической музыкой. Старейший и почтеннейший в семье летних фестивалей — «Шереметевские сезоны в Останкине» — представил и наиболее обширную, и наиболее солидную программу. Здесь особо привечают музыкантов-аутентистов, играющих на исторических инструментах, дает спектакли Театр старинного танца. А в июне — июле в рамках «Шереметевских сезонов» прошел «фестиваль в фестивале» — «Вивальди и его время», собравший едва ли не все работающие на этой ниве ансамбли.

Фестиваль «Музыка в Архангельском: возрождение традиций», вопреки активно идущим реставрационным работам, взывал к музыкальному прошлому бывшей усадьбы Юсуповых. Хоровые и симфонические концерты проходили в Парадном дворе Большого дворца, среди груд кирпича и зеленых маскировочных сетей. Камерная музыка звучала в Верхнем зале храма-усыпальницы «Колоннада». Все лето шли разнообразные концерты среди готических руин Царицына, а в усадьбе «Кусково» в рамках фестиваля «Музыка в музеях, дворцах и усадьбах Москвы и Подмосковья» еженедельно звучала камерно-инструментальная музыка от Гайдна до Гершвина.

Фестиваль «Дворянские сезоны» в усадьбе «Влахернское-Кузьминки» открылся в очень удачное время: лето еще не кончилось, но многие москвичи уже вернулись в город. К сожалению, в огромном парке не так много мест, где можно проводить концерты. Большую часть зданий усадьбы занимает Институт экспериментальной ветеринарии. В распоряжении фестиваля, открывшегося здесь 23 августа, Музыкальный павильон Конного двора, перед которым стоят кони Клодта, и Музейный дворик, где с гордым и неприступным видом возлежат два льва. Северный фасад Конного двора уже отреставрирован. Перед Музыкальным павильоном смонтирована сцена, поставлены усилители и воздвигнута крыша, укрывающая сцену и первые три ряда с VIP-местами. Для публики попроще — сидячие и стоячие места под открытым небом. Впрочем, даже народ, оставшийся за ограждением, почти три часа терпеливо слушал концерт-открытие.

Это был концерт-пристрелка, опробование новой концертной площадки классикой и всем к ней примкнувшим. Прямо по ходу шли эксперименты с настройкой света и звука. Настраивать оказалось непросто, поскольку в концерте участвовало восемь абсолютно разных коллективов — практически все участники фестиваля «Дворянские сезоны», который продлится по 29 августа.

Открывали и закрывали вечер «Виртуозы Москвы», начав со струнных хитов Чайковского и Моцарта. К сожалению, микрофоны на сцене стояли так, что лучше всего слышны были альты (надо сказать, совсем не к месту). Сотрудничество же с дирижером Владимиром Симкиным стало для оркестра роковой ошибкой. Не припомню, чтобы «Виртуозы» когда-нибудь играли так топорно и с таким процентом фальшивых нот. Святослав Бэлза, который вел концерт, проявлял чудеса эрудиции, увязывая разношерстные номера и коллективы с историей Кузьминок, поминал Петра I, Пушкина, Бетховена, Чехова и Достоевского, так что временами возникало ощущение, будто Кузьминки-то и есть настоящая культурная столица России. Правда, однажды эрудиция подвела, и объявляя выступление детско-юношеского ансамбля старинной музыки «Гальярда» из Нижнего Новгорода, ведущий ненароком перекрестил оперу Жана-Батиста Люлли «Альцеста» (по Еврипиду) в балет «Альцест» (как бы по Мольеру). Ансамбль, участники которого выступают в исторических костюмах, стройно и стильно исполнил музыку XVII века — Люлли и Доуленда.

Вообще, по-настоящему хороши были только самые молодые участники. Неблистательно выступил ансамбль народных инструментов «Чудо-квартет». В оркестре «Гусляры России» баяны, трубы и рявкающий тромбон немилосердно заглушили гусли. Квинтет из Ульяновска «Волга-брасс» временами был артистичным, временами — фальшивым, а в джазе — ритмически аморфным. «Доминант-квартет» несколько перестарался по части общедоступности программы, исполнив четыре пьесы из «Детского альбома». Московский областной государственный театр балета Лилии Сабитовой под музыку Чайковского изобразил белых лебедей — как далеко им было до лебедей Кузьминского пруда! Зато Государственный камерный хор из Костромы в произведениях Глинки и Рахманинова поразил без преувеличения великолепной дикцией, а гитарист Дмитрий Бородаев, аккурат 23 августа отметивший 18-летие, ярко и отчетливо играл испанскую гитарную классику, невзирая на козни звукорежиссера.

Однако завершился вечер блестяще и незабываемо. Когда стемнело, фасад Конного двора подсветили. Вновь вышли «Виртуозы Москвы» и заиграли концерт Вивальди «Лето» — и тут с воды и с обоих берегов пруда грянул фейерверк. То была настоящая симфония огней. Ракеты то стремительно проносились по небу, то взрывались каскадами прямо над головами, а на противоположный берег Кузьминского пруда изливались огненные потоки. И какой ритм был в этой тщательно сочиненной композиции!

Следующим летом фестиваль музыки русских усадеб «Дворянские сезоны», вероятно, переместится в другое имение, но в Кузьминках музыка теперь непременно останется, тем более что в 2004 году усадьбе предстоит отмечать 300-летний юбилей.

Анна Булычева

реклама

вам может быть интересно

На фоне Вагнера Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Тип

рецензии

Раздел

классическая музыка

Коллективы

Виртуозы Москвы

просмотры: 1257



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть