Разведка боем

«Геликон» открывает сезон

04.09.2003 в 15:16

«Кармен» в Геликон-опере

«Геликон» легок на подъем: сбор труппы от открытия сезона отделял всего один день. Правда, открывался театр своей знаменитой «Кармен», более сотни раз обкатанной не только в Москве, но и на многих европейских площадках. На сей раз ей пришлось осваивать неизведанные места в самой российской столице. Через год должно начаться строительство нового помещения театра непосредственно на территории старого, и «Геликон», загодя озаботившись вопросом, где сможет играть спектакли, начал, что называется, разведку боем. Первым объектом стал малораскрученный пока концертный зал «Академический», расположившийся между Ленинским проспектом и Воробьевыми горами, почти на берегу Москвы-реки. Здесь уже давались драматические и балетные представления, а вот оперных не было. «Геликон» и в этом оказался первопроходцем.

В целом опыт удался, хоть и не без проблем. К примеру, в «Академическом» нет нормальной световой аппаратуры — театру пришлось привозить свою. Занавес поднимается и опускается настолько медленно, что, кажется, лучше бы его не было вовсе. Зато акустика на удивление оказалась довольно сносной, так что, попробовав поначалу подзвучку, потом от нее отказались.

Геликоновская «Кармен» чувствовала себя на большой площадке вполне привольно, нисколько не утратив своих чар, что уже само по себе редкость для спектакля, которому почти семь лет от роду. Оркестр театра, оказавшись в просторной и глубокой оркестровой яме (чего он начисто лишен в родных стенах), лишь выиграл в своем звучании, которое под руководством Владимира Понькина было мягким и элегантным, даже не без некоторой изысканности, и в то же время достаточно ярким. Единственная проблема, что в очень уж глубокой оркестровой яме маэстро не всегда было видно со сцены, из-за чего подчас возникал небольшой разнобой в ансамблях, но это, думается, не так уж трудно отладить. Голоса солистов нисколько не терялись, хоть и не для всех эта акустика оказалась благоприятной. Пожалуй, совсем без потерь прозвучала лишь блистательная Лариса Костюк в заглавной партии. Впрочем, и Николай Дорожкин (Хозе), и Татьяна Куинджи (Микаэла), и Игорь Тарасов (Эскамильо) выглядели вполне достойно.

Таким образом, в общем и целом испытание оперой «Академический» выдержал. Какую-то часть геликоновского репертуара вполне можно здесь прокатывать. А сам «Геликон» тем временем продолжит разведку боем. На очереди — Дом музыки, где в октябре пройдет несколько представлений «Кащея бессмертного». Затем намечено опробовать зал нового Культурного центра Союза театральных деятелей России.

Но это все заделы на будущее. В ближайшие дни театр начнет нормальную работу в своем собственном помещении, в котором будет выступать до будущего лета. На пресс-конференции, предшествовавшей сбору труппы, Дмитрий Бертман огласил планы на нынешний сезон, который на сей раз должен плавно, без перерыва перейти в следующий. Среди того, что ожидает москвичей, — «Диалоги кармелиток» и «Человеческий голос» Пуленка, ранняя опера Вагнера «Запрет любви», а также «Гершвин-гала» взамен ранее объявленной «Порги и Бесс», которую, как выяснилось, целиком исполнять, согласно воле автора, имеют право только негры. На фрагменты сие табу не распространяется, а что не запрещено...

В этом году «Геликон» приглашен участвовать в «Декабрьских вечерах», где в концертном исполнении представит «Елку» В.Ребикова и неизвестную оперу Ф.Мендельсона «Возвращение на родину». Целый ряд постановок готовится в кооперации с западными театрами и фестивалями: «Каменный гость» А.Даргомыжского, «Соловей» И.Стравинского и «Скрипка Ротшильда» В.Флейшмана совместно с Фестивалем Radio France в Монпелье; «Норма» В.Беллини с участием Марии Гулегиной — с фестивалем в г.Сантандер, «Милосердие Тита» Моцарта — с Театром Мерида, «Редкая вещь» Мартина-и-Солера — с Театром Валенсия, «Набукко» Верди — с парижским театром Масси и оперной компанией Дижона. К сожалению, большинства этих постановок москвичи не увидят до лучших времен, когда у театра появится подходящая для них сцена.

Дмитрий Морозов

Тип

рецензии

Раздел

опера

Театры и фестивали

Геликон-опера

Персоналии

Дмитрий Бертман, Лариса Костюк

Произведения

Кармен

просмотры: 1502

реклама

вам может быть интересно

Ветреный маэстро Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Тип

рецензии

Раздел

опера

Театры и фестивали

Геликон-опера

Персоналии

Дмитрий Бертман, Лариса Костюк

Произведения

Кармен

просмотры: 1502