Лени Рифеншталь: гонимая и незабытая

Лени Рифеншталь

Легендарный кинорежиссер и известный фотограф Лени Рифеншталь умерла ночью, 9 сентября, в своем доме, в маленьком баварском городке, где приходила в себя после операции. «Ее сердце просто перестало биться», — сказал журналистам ее друг Хорст Кеттнер.

Накануне столетнего юбилея Лени задали вопрос, как она назвала бы фильм, рассказывающий о прожитом ею веке. И Рифеншталь ответила: «Любимая, гонимая и незабытая». Хелена Берта Амалия Рифеншталь родилась в Берлине 22 августа 1902 года. Была танцовщицей в Немецком театре Макса Рейнхардта, но после травмы колена ей пришлось переменить профессию. И тогда, посмотрев немой фильм Арнольда Фанка, Рифеншталь добилась встречи с режиссером, представившись как новая кинозвезда. Франк, пораженный бесшабашностью девушки не меньше, чем ее красотой, сделал ее одной из лучших немецких киноактрис. Вскоре Рифеншталь создала собственную кинокомпанию и снимала фильмы-сказки, такие, как «Голубой свет», где была автором сценария, режиссером и исполнительницей главной роли.

Лени впервые услышала речь Гитлера в 1932 году на митинге и написала ему. В своих мемуарах Рифеншталь описывает первое впечатление от встречи с Гитлером: «Казалось, что передо мной разверзлась земля и из нее ударил могучий фонтан воды. Он коснулся небес и потряс землю. Я почувствовала себя парализованной». Гитлер попросил ее снимать фильмы, прославляющие нацистский режим. Лени получила неограниченные финансовые возможности и стала одним из пропагандистов нацизма. Самым сильным фильмом, прославляющим Третий рейх, стала картина «Триумф воли» (название придумал сам Гитлер), увековечившая парад нацистов в Нюрнберге в 1934 году.

Демонстрируя германскую мощь и превосходство арийской нации, Рифеншталь всегда утверждала, что она — в первую очередь художник и никогда не говорила с Гитлером о политике. «Он никогда не обсуждал со мной вещи, которые я не понимала, только мою работу. Конечно, в то время он был для меня очень важной персоной, и я гордилась тем, что он доверяет мне».

Гитлер поручил ей снять фильм о Берлинской олимпиаде 1936 года. В этой картине Лени первой стала снимать спортивные события рапидом. И хотя Геббельс просил ее не подчеркивать успех атлетов других национальностей, снимала победы всех спортсменов, включая черного спринтера Джесси Оуэнса. Фильм «Олимпия» вошел в число самых сильных документальных фильмов столетия, и все же в Голливуде, который Рифеншталь посетила в 1938 году, ее встретили довольно холодно. Во время Второй мировой войны Геббельс требовал от режиссера пропагандистских фильмов, а она продолжала снимать художественные.

После войны Рифеншталь судили. И хотя с нее были сняты обвинения в нацизме, ее кинокарьера была закончена, а показ фильмов официально запрещен в Германии. Но, несмотря на это, среди поклонников режиссерского таланта Рифеншталь были Жан Кокто и Райнер Вернер Фасбиндер. А Луис Бунюэль заметил: «Идеологически ее фильмы отвратительны, но сделаны потрясающе».

Рифеншталь не стала отчаиваться, а сменила кинокамеру на фотоаппарат, уехала в Африку и стала фотографировать нубийцев. «Я никогда не радовалась так много, как в то время, когда жила среди нубийцев. Я наконец-то смогла примириться сама с собой», — вспоминала она позже.

Лени издала книгу цветных фотографий, снимала Олимпиаду в Мюнхене в 1972 году и концерты Мика Джаггера. А когда ей было уже за 70, увлеклась подводным плаванием и фотографировала подводный мир на Мальдивах в Индийском океане, в Красном море и в Папуа — Новой Гвинее.

В сто лет она выпустила свой последний фильм. Он рассказывал о ее подводных плаваниях и назывался «Впечатления под водой». В последних интервью Рифеншталь говорила: «Надеюсь, что меня будут помнить как трудолюбивую женщину, которая всю жизнь много работала и получила признание».

Светлана Семенова

реклама

вам может быть интересно