Главный приглашенный дирижер России

22.01.2004 в 12:07

Томас Зандерлинг

Фестиваль искусств «Русская зима» завершился 14 января в Большом зале консерватории концертом абонементного цикла «Памятные даты сезона», посвященным 95-летию со дня рождения Давида Ойстраха. В качестве солиста выступил один из наиболее известных учеников великого русского скрипача Виктор Пикайзен. Академический симфонический оркестр Московской филармонии в этот вечер играл под управлением Томаса Зандерлинга, которого у нас хорошо знают и любят. И дело тут отнюдь не в ностальгических чувствах, которые пробуждает у россиян старшего и среднего поколений имя его отца, Курта Зандерлинга, давно превратившееся в легенду. Зандерлинг-сын — фигура вполне самостоятельная, не нуждающаяся ни в каких подпорках.

Томаса Зандерлинга вряд ли можно причислить к плеяде выдающихся дирижеров. Признанный мастер, он выступал со многими из лучших мировых оркестров, но звезд с неба не хватал, занимая в табели о рангах относительно скромное место. Однако при всем при том он, безусловно, настоящий, прирожденный дирижер. Харизма Зандерлинга не столь сильна, как у некоторых коллег, но все же она есть, позволяя ему быть чем-то большим, нежели просто крепким профессионалом. Он не из когорты тех немногих избранных, кому дано открывать в знакомой всем музыке неведомые пласты; его трактовки, как правило, достаточно традиционны, но при этом могут по-настоящему захватывать, тем более что энергетики маэстро не занимать. Именно так произошло в этот вечер с Четвертой симфонией Брамса.

На первый план у Зандерлинга вышло здесь бетховенское, «героическое» начало, что имеет за собой давнюю исполнительскую традицию, хотя сегодня, быть может, актуальнее подход к Брамсу как прежде всего романтику. Тем не менее трактовка Зандерлинга была убедительна от начала до конца, а трагический финал прозвучал с редким эмоциональным накалом. Оркестр Московской филармонии старался изо всех сил и играл в целом весьма достойно, хоть и не без помарок.

Однако в смысле стройности и чистоты интонации все же лучше был исполнен Скрипичный концерт Бетховена. Зандерлинг буквально с первых аккордов добился от музыкантов настоящего «бетховенского» звука. Я бы даже сказал, что в соревновании солиста и оркестра, каковым по определению является любой инструментальный концерт, победителем нередко оказывался именно оркестр. Не в том смысле, что подавлял солиста — вовсе нет. Просто у оркестра в большей мере ощущалось живое дыхание музыки, тогда как трактовка солиста казалась подчас довольно рутинной.

Впрочем, играл Виктор Пикайзен очень даже достойно, как и подобает столь опытному мастеру. А несколько архаичный стиль исполнения (примерно так играли у нас Бетховена лет 30 — 40 назад) вполне можно рассматривать в русле преемственности традиций. И все-таки за последние десятилетия в исполнительском искусстве многое изменилось, и Бетховена сегодня чувствуют и играют несколько иначе. Оркестр, ведомый рукой Зандерлинга, как раз и привносил в исполнение ту свежую струю, которой так не хватало в игре солиста.

На Томаса Зандерлинга сегодня в России большой спрос. Только в нынешнем сезоне он успел продирижировать вагнеровского «Лоэнгрина» в Мариинском театре и выступить с оркестром Санкт-Петербургской филармонии, принять участие в фестивале в Новосибирске, а в столице выступить с РНО и с оркестром Московской филармонии. Будучи рожден, а отчасти и воспитан в России, он более чем кто-либо из солидных западных дирижеров расположен к постоянному сотрудничеству с нашей страной. И это уже само по себе дорогого стоит, особенно учитывая, что немалая часть российских дирижеров предпочитает работать отнюдь не с отечественными оркестрами. Кстати, в Первопрестольной Зандерлинг имеет теперь и официальный пост — главного приглашенного дирижера Национального филармонического оркестра России Владимира Спивакова. Впрочем, за пультом НФОР он еще не появлялся. Если же припомнить, с каким количеством наших оркестров Зандерлинг уже выступал, наименование этой его должности вполне могло бы звучать короче: главный приглашенный дирижер России.

Дмитрий Морозов

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Тип

рецензии

Раздел

классическая музыка

Персоналии

Томас Зандерлинг

Коллективы

АСО Московской филармонии

просмотры: 1360



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть