Теодор Курентзис в роли Духа музыки

Мастер-класс «Зачем оркестру нужен дирижер?»

Акция под названием «Зачем оркестру нужен дирижер?» проходила под рубрикой «мастер-класс». Однако то, что совершалось в этот день в стенах центра Павла Слободкина, правильнее было бы назвать спектаклем или перформансом. Потому что вместо профессиональных, пусть даже начинающих, дирижеров к пульту выходили представители совсем иных профессий, и их потуги по большей части порождали гомерический смех в зале. И это, без сомнения, было заранее просчитанным эффектом. Жаль только, что в качестве объекта для такого вот развлечения были выбраны фрагменты... Реквиема Моцарта, что все же несколько отдает кощунством.

Судя по всему, Теодор Курентзис решил дать ответ на раздающийся еще и сегодня пресловутый вопрос, вынесенный в название акции, так сказать, от противного. Можно было бы, конечно, никого к пульту не приглашать, продемонстрировав разницу между игрой оркестра без дирижера, каковая также имела место, и с дирижером, то есть с самим Курентзисом. Однако с учетом того, что перед этим маэстро и музыканты его новосибирского коллектива «Musica Aeterna Ensemble» уже некоторое время репетировали тот же Реквием, подобный опыт вряд ли мог бы считаться показательным в полной мере. К тому же, надо было ведь еще и проиллюстрировать звучащий нередко из уст невежд тезис, что махать руками перед оркестром, якобы, может любой.

И вот один за другим выходили к оркестру эти самые «любые», некоторые из которых, кажется, даже и музыкальной грамоты не знали, и начинали молотить в воздухе руками или производить какие-то иные пассы, воспринимаемые как прямая пародия на процесс дирижирования. Музыка, соответственно, тоже принимала несколько пародийный оттенок.

И вот тут вступал сам Курентзис, то комментируя происходящее для публики, то объясняя что-то самозваным «дирижерам». Последние чаще всего оказывались в его руках чем-то вроде марионеток, причем почти в буквальном смысле слова. Маэстро вырастал у них за спиной и водил их руками. И тогда начинала звучать музыка, а не пародия на нее. Подобное проделывалось и с теми, кто выходил к оркестру просто повалять дурака, и с теми, кто имел некоторое представление о партитуре и дирижерском процессе.

Один известный музыкальный критик, явно подготовившись заранее, вначале попросил хор спеть несколько тактов без аккомпанемента, потом погонял оркестр по отдельным группам. В его действиях определенно просматривалась некая осмысленность, а то, что звучало, можно было даже с некоторой натяжкой принять за подобие музыки. Однако такая иллюзия сохранялась лишь до тех пор, покуда его руками не начал двигать Курентзис.

Среди тех, кто выходил на подиум, был и композитор, взявшийся дирижировать своей собственной версией окончания одной из частей Реквиема, полностью демонстрировавшейся в тот же вечер наряду с другими подобными. Незадолго до этого Курентзис сказал про одного из смельчаков, что тот сам не знает, чего хочет. Композитор, обратясь к залу, произнес примерно следующее: я-то, как вы понимаете, точно знаю, чего хочу, но не могу передать это оркестру. Отсюда, казалось бы, само собой напрашивалось соответствующее определение: дирижер — это тот, кто и знает, и может. Но сам же Курентзис собственным примером и показал всю недостаточность подобной формулировки. Окончательный вывод произнесен вслух так и не был, но, если просуммировать все, что говорил и делал маэстро, можно предположить, что он звучал бы примерно так: истинный дирижер — тот, за чьей спиной незримо стоит и водит его руками некий высший Дух музыки. И в данном случае Теодор Курентзис для пущей наглядности решил в отношении дирижеров самозваных взять роль этого духа на себя.

Дмитрий Морозов

реклама

вам может быть интересно