Звенья пищевой цепи

«Открытое море» Криса Кентиса

07.10.2004 в 23:32

«Открытое море» Криса Кентиса

От типичных голливудских образчиков с подобным названием ожидаешь чего-то вроде триллера, где из морской бездны появляются неведомые чудовища, как это было в «Глубоком синем море» или же смешной страшилке «Подъем с глубины». Но малобюджетная картина Криса Кентиса (он здесь автор сценария, режиссер, оператор и монтажер), громко прозвучавшая на фестивале независимого кино Санденс, совсем о другом. В «Открытом море», снятом по мотивам реальных событий, нет придуманных монстров, как нет и визуальных, специальных и прочих эффектов. Все предельно натуралистично, естественно, и это зрелище вызывает холодок ужаса другого свойства, нежели самая отточенная мистика. И спилберговские «Челюсти», древний уже «акулий» образец, здесь отдыхают.

«Нет, теперь только на лыжах», — мрачно пошутил коллега после просмотра. Разумеется, фанатам дайвинга «Открытое море» тоже не повредит, не говоря уже о «чайниках». Последние могут напугаться не на шутку. Жуткая история молодой пары, увлекшейся красотами подводного мира вблизи Багамских островов и забытой по халатности негром-инструктором в бескрайнем океане, поражает воображение, как всякая дикая повесть из разряда «то, чего не может быть». Или, вернее, не должно было стать реальностью. Однако это произошло. Катер с группой дайверов вернулся в порт, и о двоих никто не вспомнил. «Но это невозможно», — кричит Дэниел поначалу. Обыкновенный яппи, с удовольствием смотрящий документальные программы и фильмы про акул на канале «Дискавери», вдруг оказывается на краю гибели посреди Атлантики. Где никто не может помочь. Где рядом в своей стихии — реальные акулы, а тебя на плаву удерживают лишь резервуары с воздухом и гидрокостюмы. Сколько часов надо продержаться, и придет ли помощь?

Зрителей «Открытое море» держит в постоянном напряжении, и здесь безусловным достоинством картины является ее скромный хронометраж. 79 минут пытки неизвестностью — случится чудо, не случится, — да и это не самое главное. Режиссер и его жена-продюсер Лора Лау (она также с мужем снимала фильм) не стали изобретать велосипед в жанре триллера. Достоинство их фильма в другом. На какой-то минуте понимаешь, что здесь тебе не будут впаривать, как в фильмах ужасов, про акул, части тел и плоть человеческую на фоне гигантских челюстей. Страшно, если попытаться представить себя на месте этих двоих посреди океана (малоизвестные актеры Бланхард Райан и Дэниел Трэвис здесь тоже на уровне). А эффекта присутствия режиссер достигает мастерскими съемками, отличным саундтреком из смеси карибского блюза, пиратских песен и религиозных напевов. Когда вокруг до горизонта — лишь водные просторы и небо над головой почти того же цвета. И чувство космического одиночества заполоняет все существо героев, а вместе с ними и зрительный зал. При этом океан, полноценное действующее лицо картины, бесконечно красив, как любая стихия.

Сами дайверы со стажем, Кентис и Лау показали его в разных обличьях и оттенках, от завораживающе голубого до коварного черного. Когда вода еще была ласкова к героям, в местечке под названием Волшебное Царство они играли с муренами, видели рыбу-флейту и барракуду, смеялись над шуткой инструктора «если вы увидели акулу, а вам совсем не хочется ее видеть, просто закройте глаза». Все перевернулось в одночасье, а чтобы осознать, как судьба обошлась с ними, героям нужно время. Людям всегда нужно время, чтобы справиться со стрессовой ситуацией. А как принять безвыходную, когда и время скорее враг, а не помощник?

«Открытое море» проецирует на зрителей глубинные страхи и не в последнюю очередь — страх того, что таится у нас под ногами. «Я должна видеть, что под нами», — в отчаянии говорит Сюзан, и вдруг понимаешь, что героев мы все время видим по плечи в воде. Нет ощущения огромного бассейна, в котором снимались водные сцены «Титаника», например. Да и не может быть. Группа Кентиса снимала действительно вблизи Багам, выезжала на океанские просторы в двадцати милях от ближайшего берега, а актеры провели в общей сложности 120 часов в воде. В том числе в присутствии настоящих серых рифовых и нескольких тупорылых акул от 2 до 3,5 метра в длину. Группа работала с лучшими специалистами по данной популяции хищников. Мать-природа в большинстве случаев благоволила к ним на съемках.

Говорит Крис Кентис: «Отдых современного человека состоит в том, что мы наваливаемся кучей в какое-нибудь экзотическое место, камнем ложимся на пляж и подаем друг другу напитки. Мы с таким высокомерием относимся к природе, совершенно забывая о том, что мы — не более чем звенья в пищевой цепи». Помимо работы в воде с настоящими акулами, смысл своей картины Кентис видел в той психологической картине распада, о которой никогда не думает избалованный благами цивилизации потребитель.

В фильме точно не указано место, где происходят события, — создатели не хотели никоим образом влиять на расклад в туристическом бизнесе. Здесь не упоминаются имена реальных людей, пропавших в 1998 году в Австралии при схожих обстоятельствах. Дайверы как погружались в водные глубины, так и будут погружаться после фильма Кентиса. «Открытое море» не стоит смотреть агорафобам и любителям голливудских блокбастеров. Всем прочим рекомендуется.

Оксана Гаврюшенко

Тип

статьи

Раздел

культура

просмотры: 1082

реклама

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Тип

статьи

Раздел

культура

просмотры: 1082