Новый мюзет

Ришар Гальяно и Мишель Порталь в ММДМ

23.12.2004 в 20:56

Ришар Гальяно

Абонемент «Классика и джаз», продюсируемый московским пианистом Даниилом Крамером, продолжается. На сцене Светлановского зала Международного дома музыки выступила пара виртуозов — Ришар Гальяно — «первый аккордеон Франции» и кларнетист/саксофонист Мишель Порталь. Каждый из этих музыкантов — целая эпоха.

Гальяно — мультиинструменталист, аранжировщик, композитор, создатель нового направления в игре на аккордеоне. Он родился в Канне в 1950 году. В 1973-м переехал в Париж, где стал дирижером, композитором и аранжировщиком оркестра, сопровождавшего пение популярного шансонье Клода Нугаро. «Это был серьезный опыт, — вспоминает Гальяно. — Я впервые понял важность мелодии. Сейчас, когда я сочиняю за роялем, я всегда представляю, что пишу именно песню — хотя почти все мои нынешние сочинения инструментальны...» Сотрудничал Гальяно и с другими певцами — Жюльетт Греко и Шарлем Азнавуром.

У Порталя — устойчивая репутация крайнего авангардиста. Он играет фри-джаз. Исполнял эту сложнейшую, жесткую музыку с артистами такого калибра, как пианист Йоахим Кюн, тромбонист Альберт Мангельсдорф, ударник Джек ДеДжоннет, саксофонист Дейв Либман. Играет он и академическую музыку — и тоже преимущественно новейшую: авангардные опусы Пьера Булеза, Маурисио Кагеля, Карлхайнца Штокхаузена.

Однако весь этот радикальный набор остался за рамками программы, прозвучавшей в ММДМ. Здесь дуэт Гальяно/Порталь представил музыку простую, теплую, задушевно ностальгическую. Того, что предполагалось услышать в первую очередь, — джаза — почти не было. Были лишь отдельные джазовые обороты, интонации, ритмы. Отсутствовала импровизация — все композиции были тщательно разучены и сыграны по нотам. И почти не встречался свинг — упругий, «раскачивающийся» ритм, опознавательный знак джаза. Впрочем, никто даже из самых яростных поклонников джаза не пожалел, что оказался на этом концерте.

Свое выступление музыканты начали с трех пьес Гальяно — «Tango pour Claude», «Taraf» и «Giselle» и «Маленького танго» Порталя. Какова эмоциональная сфера аккордеона (за которым на этом концерте оставалась ведущая партия)? Прежде всего — лирика: этот инструмент умеет петь так задушевно, что, кажется, переворачивает душу. Авангард ему как бы и не к лицу, его стихия — простота. Ну а Порталь унизывал роскошные аккорды аккордеона серебристыми спиралями пассажей своего кларнета, гудел тяжелыми «низами» бас-кларнета, а иногда брал в руки аргентинскую гармонику — бандонеон — и изобретательно «вторил» партнеру; в этих эпизодах дуэт звучал оркестрально, были отчетливо слышны то «медь», то струнные. А потом зазвучала популярная тема «Забвение» Астора Пьяццоллы. А потом еще и знаменитое «Либертанго» великого аргентинца. Именно этот человек определил когда-то творчество Гальяно. Он сказал Ришару: «Ты слишком американизирован. Открой свои французские корни! Тебе надо придумать свой Новый Мюзет — так же, как я создал Новое Танго!»

Мюзет? Гальяно был поражен. Слово «musette» в переводе с французского — волынка и, кроме того, народная музыка начала XVII века — старинный шестидольный танец в быстром темпе. Мюзет встречается в операх Генделя и Моцарта, в английских сюитах Баха. Но это все — в далеком прошлом... Тем не менее совет мастера оказался точным. Гальяно пошел подсказанным путем и создал новый сплав, базирующийся на французских народных танцах, современном шансоне, джазе, дансинге. Он сочиняет и исполняет музыку, в которой органично сочетаются воспоминания о свинге, танго, кружатся вальсы французского бистро, звучат мечтательные джазовые баллады и стремительные афро-американские пассажи в духе Чарли Паркера и Джона Колтрейна.

И все это, исполненное с чарующим шармом и вкусом, восходящим к лучшим традициям — от Куперена до Дебюсси и Равеля, — было щедро подарено французским дуэтом московской публике.

Аркадий Петров

реклама

вам может быть интересно

«Палочка Хоха» Классическая музыка
Мастер русского стиля Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Тип

статьи

Раздел

культура

Театры и фестивали

Московский международный Дом музыки

просмотры: 1489