В классе Евгения Эпштейна...

Эпштейн Евгений Исаакович

«Вдумайтесь в глубокий смысл слова „воспитывать“, — призывал Андре Моруа. — Воспитывать, растить, возносить детей. Это значит делать их ум и нрав возвышеннее. Для этого нужны проводники, привыкшие к большим высотам». Истинным проводником для стипендиатов Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова был заслуженный артист России Евгений Исаакович Эпштейн, известный музыкант, журналист и общественный деятель. Но не только для них... Его профессиональные и личностные «высоты» окрыляют всех тех, с кем он когда-то общался и работал. Для многих остаются незабываемыми его концертные выступления с известными солистами Эдуардом Грачем, Игорем Политковским, Валентином Жуком. Его журналистская деятельность всегда вызывала широкий общественный резонанс, и во многом благодаря его участию сегодня ЦМШ обитает в новом здании.

В знак благодарности и глубокой признательности в Рахманиновском зале молодые музыканты играли в память о своем наставнике. Здесь не было торжественных речей и тягостных воспоминаний. Лишь — портрет маэстро на сцене и звучащая музыка. А в переполненном зале — атмосфера искреннего почитания.

Евгений Исаакович, как руководитель группы в рамках программы «Музыкальный класс», готовил спиваковцев для гастрольных туров. Маршруты их путешествий проходили практически по всем городам России. Он открывал своей команде «большую» концертную жизнь, но не любил называть себя педагогом. «Я не педагог, — говорил он. — Я их воспитываю, учу быть артистами». А все началось в жаркой и знойной Испании. Как-то вечером Владимир Спиваков и Евгений Эпштейн встретились за ужином. Владимир Теодорович предложил пианисту исполнить важную миссию и поучаствовать в жизни подрастающих музыкантов. «Только вам я доверю эту роль», — заключил основатель Фонда.

В каждой поездке «Музыкального класса» концертные выступления чередовались с посещением музеев, картинных галерей и экскурсиями по городу. Евгений Эпштейн сам рассказывал о художниках, подмечал интересные особенности путешествий. Своими удивительными историями о смешных, парадоксальных, иногда грустных ситуациях он делился со всеми. Эти «почти афоризмы» и «почти анекдоты» были собраны в книгу «Разговоры за кулисами с Евгением Эпштейном».

Концертная программа вечера-посвящения напоминала музыкальную «мозаику», в которой классика и современность дополняли друг друга, как это часто бывало и на концертах Эпштейна. Один из дебютов вечера — «Прелюдия для левой руки», написанная молодым пианистом и композитором Алексеем Курбатовым, «выпускником» молодежной команды Евгения Эпштейна. Он рассказал: «Для меня Евгений Исаакович Эпштейн — это история и современность. История — это его принадлежность к ТОЙ эпохе, к ТЕМ великим музыкантам, о которых он так часто рассказывал нам! А современность — это его умение дружить с людьми, которые младше его более чем на пятьдесят (!) лет. В этом он остался единственным и неповторимым!» Пианистка Елена Тарасова поделилась: «Он не был нашим учителем в прямом смысле этого слова. Мы все учились у разных педагогов. Но, без сомнения, если бы судьба распорядилась иначе и привела бы его в один из творческих вузов или специализированных школ, сегодня мы бы знали его еще и как талантливого педагога».

Пианистка Варвара Чиркина вспоминает: «Мы с Евгением Исааковичем наблюдали за проведением конкурса имени Скрябина, и я с интересом слушала его точку зрения об участниках. Кто-то нравился больше, кто-то меньше. В каждом исполнителе он мог увидеть индивидуальность. Когда вспоминаешь любой день, любые события, связанные с ним, сердце наполняется теплотой и благодарностью за то, что судьба познакомила меня с Евгением Исааковичем». Он не работал в консерваториях и музыкальных школах, но можно с уверенностью говорить, что сегодня существует класс Евгения Эпштейна, и традиции его исполнительского мастерства продолжаются...

реклама

вам может быть интересно

Под небом Италии, но в Москве Классическая музыка