Эммануил Виторган: умение держать паузу

Эммануил Виторган

Встретил недавно старого знакомого, которого не видел несколько лет и которому, кажется, не было еще шестидесяти. Он шел, прерывисто дыша, тяжело опираясь на палку. Поприветствовали друг друга, я осторожно поинтересовался, как здоровье. «Да ничего, нормально, — был ответ, — только вот возраст, куда денешься». Подумалось: изображать юношу человеку в летах негоже, но зачем так-то уж.

Когда я смотрю на Эммануила Виторгана, пережившего немало такого, что человека не молодит, я вижу артиста милостью Божьей, мастера в пору творческой зрелости, пребывающего в отличной форме, профессиональной и физической. Театр, кино, антрепризы, телевидение, да еще и актерские посиделки — когда случается там бывать, непременно встречаю Эмму. Понимаю: Виторган после работы — востребован он по полной программе — подтянут, улыбчив, доброжелателен, усталости ни следа, а душевного здоровья и неповторимого виторгановского обаяния хоть отбавляй.

Конечно, в относительно ранних своих ролях, к примеру в Кристиане из спектакля «Сирано де Бержерак», он вряд ли бы сегодня смотрелся, но вот Беня Крик, адмирал Нельсон, а тем более страдающий циник, растерянный интеллигент в трагикомической притче Мрожека «Горбун» — почему нет, хоть были они сыграны Виторганом и десять, и больше лет назад.

Эммануил Виторган

Названными ролями Виторган прославился в спектаклях Андрея Александровича Гончарова. Артист работал и с другими выдающимися режиссерами, но именно встреча с Гончаровым, случившаяся в пору профессиональной зрелости Виторгана, раскрыла его по-новому, стала большой удачей и настоящим актерским, на долгие годы растянувшимся счастьем. Думаю, уход Гончарова из жизни был для артиста серьезной травмой.

Новый художественный руководитель увлекся другими артистами, а для Виторгана с ролями в театре наступила пауза, по счастью, недолгая, и держал ее артист с достоинством. Играл на стороне, снимался в сериалах. Сохранял форму. И когда вновь вышел на сцену Театра имени Маяковского в премьерном спектакле Юрия Иоффе «Глава вторая», я увидел прежнего Виторгана и Виторгана нового. В герое его ирония, легкость и пережитая драма сошлись, а человеческая, личная нота прозвучала пронзительно, незащищенно, открыто. Скоро новая премьера — «Спуск с горы Морган» Артура Миллера в постановке Леонида Хейфеца, где Виторган играет главную роль. Гадать не будем, подождем спектакля, но все же думается, что Миллер — это его драматург.

Константин Щербаков

реклама