«Виртуозам Москвы» — 35 лет

«Виртуозы Москвы»

Концерт, посвящённый 35-летию Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы», состоялся 3 марта 2015 года в Светлановском зале Московского международного Дома музыки. За дирижёрским пультом стоял создатель оркестра, его бессменный художественный руководитель и главный дирижёр Владимир Спиваков. Его же стараниями, добавим, создан и сам Дом музыки.

Был такой переаншлаг, что мне и ещё примерно пятидесяти гостям пришлось сидеть на сцене: сбоку и чуть позади оркестра. Такая ситуация не нова. На концертах «Виртуозов» почти с первых концертов в Большом зале консерватории часть слушателей так же теснилась на сцене.

Одним из музыкантов, который, даже не сознавая этого, благословил Спивакова на создание оркестра, стал Ренато Фазано — руководитель весьма известного во второй половине ХХ века и не раз приезжавшего в СССР камерного оркестра «Римские виртуозы» («Virtuosi di Roma»). По окончании одного из концертов в БЗК, Фазано, как и было принято, преподнесли цветы — но не официальный букет от администрации, а просто несколько красных гвоздик от слушателей. Пока гремели аплодисменты, уже немолодой Фазано, раскланявшись перед залом, прошёл по сцене к знаменитой «директорской» ложе № 6 БЗК и бросил сидевшему там в первом ряду Владимиру Спивакову красную гвоздику, как бы передавая ему эстафету.

Время показало: эстафета попала в нужные руки.

Самое первое выступление «Виртуозов Москвы» состоялось в июне 1979 года в Горьком (ныне — Нижний Новгород). В Москве оркестр впервые выступил 30 декабря 1979 года — на сцене, ни много ни мало, Большого зала Московской консерватории.

Я держу в руках программу этого концерта из своего архива и представляю тот шок, который должны были испытать его посетители, видя состав оркестра.

Концертмейстерами групп были музыканты, входившие в состав легендарного квартета им. А. П. Бородина: первых скрипок — Михаил Копельман, вторых скрипок — Андрей Абраменков, альтов — Дмитрий Шебалин, виолончелей — Валентин Берлинский. Из двадцати одного музыканта, включая дирижёра, двенадцать были лауреатами международных или всесоюзных конкурсов (а в те годы всесоюзные конкурсы бывали посильнее иных международных).

Сегодня в составе оркестра «Виртуозы Москвы» всего два артиста из его первого состава:

сам Владимир Спиваков и контрабасист (он же директор оркестра) Григорий Ковалевский.

Трое — Валентин Берлинский, скрипач Аркадий Футер, бывший много лет концертмейстером оркестра и альтист Юрий Юров, тоже ставший концертмейстером группы, — отошли в мир иной. Остальные или вышли на пенсию, или разошлись по другим коллективам, или разъехались по миру.

Умер и клавесинист, пианист и композитор Виктор Полторацкий, сделавший для оркестра много аранжировок, сочинивший несколько пьес, ставших визитной карточкой «Виртуозов Москвы».

Но завершим этот небольшой исторический экскурс и перейдём к юбилейному концерту. Он обошелся без официальных поздравлений и речей. Вместо них свидетельствовала музыка.

Последнее время на наших глазах разворачивается настоящий ренессанс музыки Гайдна.

И это замечательно! На самом деле он — недооценённый композитор. Его снисходительно называли «папаша Гайдн» — и не очень-то вникали в его музыку. Иногда исполняли кое-какие «Лондонские» симфонии, кстати, не самые интересные в его наследии. Но музыкальное наследие Гайдна огромно, и, при этом, его изобретательность и фантазия уникальны в своей неистощимости. Композитор никогда не прибегал к самоцитированию и заимствованиям даже из своих собственных сочинений.

«Виртуозы Москвы»

Начался концерт исполнением его симфонии № 85 (си-бемоль мажор, «Королева Франции Мария-Антуанетта»). Как и все симфонии Гайдна, она единственная в своем роде. Симфония № 85 входит в число шести симфоний, позднее получивших название «Парижских». Они сочинены композитором для парижской масонской ложи «Olympique». Эти симфонии были исполнены в присутствии Марии-Антуанетты, и наиболее ей понравившаяся четвёртая получила наименование «Королева Мария-Антуанетта», или просто «Королева».

В согласии с этим подзаголовком дирижёр придал исполнению первой части некую парадность и помпезность, а второй и третьей — куртуазность и изящество, царившие при французском дворе.

«Виртуозы Москвы» со дня основания могли себе позволить приглашать в свои концерты только лучших солистов или совсем молодых музыкантов, для которых выступление со знаменитым коллективом становилось стартовой площадкой для дальнейшего роста.

Юбилейный концерт оркестра украсили два трубача-виртуоза — Сергей Накаряков и Кирилл Солдатов.

Сергей Накаряков уже достаточно давно считается виртуозом высшего класса. В том же направлении успешно развивается молодой Кирилл Солдатов. Они солировали в переложенном для двух флюгельгорнов Концерте для двух валторн с оркестром ми-бемоль мажор, авторство которого в равной степени приписывают как Йозефу Гайдну, так и его младшему брату Михаэлю (1737–1806). Но ещё чаще его автором называют немецкого композитора Антонио Росетти (1750–1792). Кто бы ни был его автором, этот концерт в оригинале или в этом переложении — жемчужина концертного репертуара медных.

Сергей Накаряков

То, что творили на сцене два трубача, вызывает восхищение. В кантилене их дыхание кажется бесконечным — так незаметно они оба берут вдох. В быстрых местах слышна каждая нота.

Не менее ярко Накаряков и Солдатов солировали в транскрипции для двух флюгельгорнов Двойного виолончельного концерта для струнных и basso-continuo соль минор Антонио Вивальди. Здесь всё звучит иначе, чем в концерте Гайдна. Ведь валторна и флюгельгорн — инструменты одной группы, и замена почти не искажает сам строй музыки. Такие транскрипции можно принять за оригинал. А вот виолончель и флюгельгорн – инструменты настолько разные, что это уже не транскрипция, а другой концерт с похожими мелодиями, и этот концерт было очень интересно слушать в прекрасном исполнении как виртуозов-духовиков, так и «Виртуозов Москвы».

Симфония ре минор ор. 12 № 4 Луиджи Боккерини была сыграна оркестром очень интересно.

Неофициально ей присвоили имя «Дом Дьявола».

Спиваков любопытно обыграл это название. Третья часть симфонии, с одной стороны, тематически связана с первой — и одновременно это свободная обработка танца фурий из оперы К. В. Глюка «Орфей», где они тщетно пытаются напугать Орфея. В симфонии же пытается припугнуть зал и Спиваков, выделяя довольно императивные вступления валторны как напоминание о «Tuba mirum» из реквиемов. Звучат эти валторны весьма устрашающе.

Кирилл Солдатов

Программа концерта завершилась двумя виртуозными пьесами, исполненными каждым из солистов. Кирилл Солдатов выбрал для финала пьесу цыганского скрипача и композитора Григораша Динику «Hora Staccato». Эта сочинение хорошо известно благодаря скрипачу Яше Хейфецу, который исполнял её как бисовый номер и записал на пластинку в варианте для скрипки и фортепиано. Есть переложение Панчо Владигерова для трубы с оркестром — его-то блестяще Солдатов и сыграл.

Сергей Накаряков закончил объявленную часть концерта Вариациями на тему из оперы Винченцо Беллини «Норма» Жана-Батиста Арбана. В вариациях на «Casta Diva» трубач опять поразил всех своим прямо-таки бесконечным дыханием в кантилене, а в вариациях на стретту — головокружительными пассажами.

На бис оркестр очень изящно исполнил «Badinerie» («Шутку») из Сюиты для струнных № 7 ре минор (ор. 5 № 3) Арканджело Корелли и темпераментно Чардаш из оперы «Рыцарь Пасман» Иоганна Штрауса-сына.

Приём публикой всех произведений был триумфальным. Другим он и быть не мог.

Я не знаю, был ли в зале кроме меня ещё кто-либо из слушателей, присутствовавших в БЗК на первом московском концерте «Виртуозов», но было ощущение, что 35 лет пролетели очень быстро, и атмосфера праздника не выветрилась!

реклама