К 85-летию со дня рождения Елены Образцовой
Любой меломан, конечно же, поспешит поправить рецензента: «Покой вечный даруй им, Господи» («Requiem aeternam dona eis, Domine»). И будет прав, ибо таков инципит интроита – хорового вступления, с которого как раз и начинается «Реквием»: в данном случае знаменитый «Реквием» Верди для солистов, хора и оркестра, который впервые был исполнен под управлением автора в церкви Святого Марка (Chiesa di San Marco) в Милане в 1874 году. Но ей – это Елене Образцовой. «Реквием» Верди – ее светлой памяти! И как не вспомнить, что в биографии певицы из Страны Советов, примадонны assoluta, навеки отошедшей уже в разряд величайших оперных легенд XX века, историческое исполнение этого опуса в рамках празднования 200-летия знаменитого миланского театра «Ла Скала» явило поистине судьбоносный миг ошеломляющего музыкального откровения!
Речь идет о том, что 6 января 1978 года в Милане «Реквием» Верди под управлением Клаудио Аббадо с оркестром и хором театра «Ла Скала» прозвучал именно в церкви Сан-Марко, а в составе его солистов оказалась целая плеяда звезд – Мирелла Френи (сопрано), Елена Образцова (меццо-сопрано), Лучано Паваротти (тенор) и Николай Гяуров (бас)! Но если в 1874 году «Реквием» прозвучал в годовщину смерти поэта-романтика, писателя и драматурга Алессандро Мандзони, с которым композитор познакомился в 1868 году и пламенное творчество которого ценил необычайно высоко, то 2 мая этого года в МКЗ «Зарядье» величественная музыкальная фреска ожила в память о самóй Елене Образцовой (1939–2015). Ожила в преддверии ее 85-летия, которое будет отмечаться в июле…
По признанию певицы, спеть «Реквием» Верди было мечтой ее жизни, и в том, что эта мечта впервые осуществилась в Милане в год 200-летия театра «Ла Скала», видится не иначе как высшее знамение, не иначе как указующий перст судьбы! В анналы театра «Ла Скала» это исполнение вписано золотыми буквами, а впоследствии Елена Образцова много раз пела «Реквием» и в Италии, и в разных городах Европы, и в разных турне с труппой театра «Ла Скала», а также в Большом театре в Москве и в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. И сегодня как отзвук концерта в Милане 1978 года гуляющая по просторам интернета видеозапись «Реквиема» Верди из Будапешта (1981) в фирменной «упаковке» театра «Ла Скала» с маэстро Аббадо и Еленой Образцовой (остальные солисты – другие) ощутить мощную энергетику того уникального проекта, к счастью, всё же позволяет…
В интернете можно найти и уникальную теперь для нас запись «Реквиема» Верди из Большого театра 1982 года с его хором и оркестром (дирижер – Юрий Симонов), где партнершей певицы была блистательная Маквала Касрашвили, которую вплоть до ухода Елены Образцовой из жизни с ней связывали крепкие дружеские узы. Однако на сей раз «Реквием» был посвящен артистке, голос которой – роскошное и властное по силе своего эмоционального воздействия меццо-сопрано – покорил весь мир. Для исполнения на сцене Большого зала в «Зарядье» при содействии Президентского фонда культурных инициатив Фонд Елены Образцовой, продолжающий дело певицы в части поддержки музыкального искусства и поныне, смог собрать впечатляющую армию участников.
В нее вошли Государственный Кремлевский оркестр Управления делами Президента Российской Федерации, Константин Чудовский (художественный руководитель и главный дирижер этого коллектива) и не один, как обычно, а два брендовых хора – Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова и Государственный академический русский хор имени А.В. Свешникова. Художественный руководитель и главный дирижер обоих коллективов – Геннадий Дмитряк. Квартет солистов – лауреаты международных вокальных конкурсов Елены Образцовой: сопрано Екатерина Морозова, меццо-сопрано Юлия Меннибаева, тенор Игорь Морозов и бас Сергей Севастьянов.
Изюминкой нынешнего исполнения стало участие в его подготовке знаменитого коуча театра «Ла Скала» Массимилиано Булло в качестве ассистента-консультанта дирижера. Маэстро Булло, 40 лет проработав в главном оперном театре Италии, 20 лет являлся правой рукой Риккардо Мути в бытность последнего музыкальным руководителем, отличавшимся всегда принципиальной позицией отстаивать первозданность композиторского замысла. Маэстро Булло прошел с Константином Чудовским весь «Реквием», передав молодому, но состоявшемуся дирижеру заветные секреты вердиевского стиля.
Результат не замедлил себя проявить, и первым, что следует отметить на обсуждаемом исполнении, стал деликатный, вдумчивый, не разрушающий нюансировку симфонической и вокально-хоровой фактуры баланс, так важный при совместном звучании оркестра, хора и солистов. Аспект чрезвычайно важный, но в условиях аппаратно-регулируемой акустики «Зарядья» (в равной мере чувствительной и к дирижерскому «шаманству», и к качеству звукорежиссерской поддержки) зачастую в этих стенах не достижимый. Но, похоже, в этом акустическом пространстве наконец-то наметились позитивные сдвиги и в звукорежиссуре, ведь в изумительной, как нам говорят, акустике «Зарядья» без этого далеко не уедешь…
Здешняя акустика стерильна, как в студии звукозаписи, заведомо «холодна и суха», без чувственной мягкости и теплоты. Так что достижение выверенного баланса звучания в такой масштабной – симфонической в комплексном аспекте – партитуре, коей предстает «Реквием» Верди, на этот раз действительно впечатлило! Государственный Кремлевский оркестр – коллектив молодой, основанный в 2019 году, и априори вызвать к себе доверие меломанов со стажем ему было далеко не просто! Но оркестр, ведомый своим главным дирижером, расположил к себе и профессиональной сыгранностью, и темпераментной, эмоциональной энергетикой, и элегантной «многокрасочностью» звучания.
Даже при совместной звуковой мощи двух задействованных в исполнении хоров инструментальная и вокальная прозрачность приятно завораживала слух. Дирижер творил, что называется, «алгебру гармонии», и это было восхитительно! На сей раз потрясающе тонко и музыкально изысканно были проработаны многочисленные, с позволения сказать, «камерные» ансамбли солистов, создающие главное мелодическое богатство сочинения, и именно в этих ансамблях «алгебра гармонии» трансформировалась в «алгебру души», на подсознательном уровне наполняя слушательскую ауру космосом сакрального и вечного…
Состав солистов подобрался на редкость удачным, голоса певцов сплетались в единую духовную ткань, так и хочется сказать, как по нотам, имея в виду в данном случае, что пелись вовсе не ноты, а делалась подлинная музыка. Между прочим, выражение делать музыку всегда было в обиходе самóй Елены Образцовой, и в этот незабываемый вечер ее памяти теперь делали музыку ее питомцы – не просто певцы, а настоящие артисты! Бас Сергей Севастьянов захватил глубинной мощью своего вокального посыла, хотя в аспекте пластичности и благородной мягкости звучания певцу, несомненно, есть куда развиваться дальше. За последние годы значительно прибавил в мастерстве и артистизме тенор Игорь Морозов: истинное благородство нежнейшей кантилены певца и психологический драйв его вокального интонирования доставили истинное меломанское удовольствие!
Необходимо особо отметить женские голоса, дуэтные ансамбли которых в этом опусе на сей раз были выстроены, если говорить о технической стороне вопроса, буквально «с точностью до миллиметра». Если же говорить о той бездне чувственного музыкального наполнения, что открылась в звучании обеих певиц, то их партии обрели ту полновесную экстатическую экспрессию, которая, собственно, и превратила ноты в музыку. Екатерина Морозова – обладательница сильного и звонкого сопрано lirico spinto, но ее вокальных ресурсов для драматического проведения «ударного» финала «Реквиема» оказалось на этот раз вполне достаточно. Из «кровавой» схватки с финалом, который всегда является камнем преткновения для всех сопрано, она вышла победительницей!
И всё же, несмотря на впечатляющий финальный «бенефис» сопрано, до наступления которого партия меццо-сопрано в «Реквиеме» Верди исчерпывает себя окончательно, центром вокального притяжения в этот вечер стала меццо-сопрано Юлия Меннибаева. Во-первых, потому, что это настоящее драматическое меццо-сопрано, что по нашим временам большая редкость. Во-вторых, потому, что невероятно красивый и насыщенный в нижнем регистре голос певицы в иные моменты словно воскрешал глубинную первозданность звучания самóй Елены Образцовой. И в эти моменты меломанская душа трепетала по-особому… В-третьих, потому, что Юлия Меннибаева, находясь в прекрасной певческой форме, давно уже зарекомендовала себя подлинным мастером академического вокала!
…Обсуждаемое майское исполнение «Реквиема» Верди, состоявшееся, кстати, через 150 лет (!) после его исторической премьеры в Милане, открыло программу юбилейных торжеств, посвященных 85-летию со дня рождения Елены Образцовой. А не менее важным прологом к ним стал выход монументальной двухтомной биографии певицы, получившей название «Оперный бал Елены Образцовой» (автор и составитель – Михаил Пащенко, Фонд Елены Образцовой, издательство «Бослен», Москва, 2024). Уникальность издания заключена в том, что летопись жизни и творчества оперной дивы мирового ранга основана на ее скрупулезнейшем – поразительно обширном и абсолютно полном – личном архиве, хранящемся сегодня в Фонде певицы, и этот труд – долгожданный и бесценный подарок всем ее многочисленным поклонникам!
Финальным же аккордом юбилейных торжеств станет гала-концерт на Исторической сцене Большого театра России 14 октября под фирменным брендом «Оперный бал Елены Образцовой», который именным Фондом певицы будет востребован уже в шестой раз (на Исторической сцене Большого – в четвертый). Начиная с 2014 года – единственный раз, когда хозяйкой бала довелось быть самой примадонне – этот весьма аттрактивный и емкий бренд давно уже стал магнитом для меломанов. Он и определил символическое название книги, задав повествованию о жизни певицы-легенды нужный тонус. Книга вышла длиной в невероятно яркую и до предела насыщенную творчеством жизнь, а жизнь в ней предстала служением, без остатка отданным Ее Величеству Опере и Ее Высочеству Музыке…
Фото Валерия Логачёва