«И жить торопится, и чувствовать спешит»

В БЗК завершился фестиваль романтической музыки

Весна — самое время для романтики. В марте родился великий композитор-романтик Фридерик Шопен, и вокруг его даты и был задуман фестиваль, где юные музыканты — ученики средних специальных школ и колледжей — играли бы только романтику. Идея эта родилась в методическом кабинете при Комитете по культуре города Москвы, была активно поддержана в МГУМИ имени Шопена, посольством Республики Польша в России. Фестиваль преследовал еще одну важную цель: дать юным профессионалам (а учеников, скажем, ЦМШ, Гнесинки, колледжа имени Шопена иначе и не назовешь) возможность выступить на лучших концертных площадках столицы — в Доме музыки и даже в Большом зале консерватории, почувствовать себя «взрослыми» артистами.

Если на Первом фестивале, который прошел в прошлом году, играли только сочинения Шопена и участвовали соответственно пианисты, то в этом году условия были иные: к Шопену — неизменному герою проекта — прибавились другие композиторы-романтики: Лист, Шуман, Шуберт, Чайковский. Добавились и новые номинации — скрипка, альт, виолончель. А в состав жюри вошли Н.Шаховская (председатель), Ю.Тканов, В.Пясецкий, М.Цинман, П.Нерсесьян.

В течение нескольких дней шли напряженные прослушивания в Камерном зале ММДМ, и вот восемь счастливчиков — лауреатов фестиваля — получили право выйти на сцену БЗК на заключительный концерт фестиваля. Традиционно ровно выступили пианисты. Ученик ЦМШ, восьмиклассник Георгий Раскин (класс С.Доренского), свободно и виртуозно исполнивший Венгерскую рапсодию № 11 Листа, студенты МГУМИ имени Шопена, очень артистичные Алексей Сычов и Константин Алексеев (класс А.Наседкина). Оба пианиста обратились к жанру транскрипции, соответственно сыграв эффектные номера из сюиты «Щелкунчик» Чайковского — Плетнева и две песни Шуберта в переложении Листа — «Маргарита за прялкой» и «Лесной царь». Последняя пьеса — одно из сложнейших сочинений романтического репертуара, и неслучайно, что за нее Константин Алексеев удостоился специального приза жюри: сольного выступления на открытии фестиваля будущего года. Аналогичную награду получил поэтичный Даниил Трифонов, представлявший Гнесинскую десятилетку (класс Т.Зеликман). Тонко, со вкусом прозвучали у него миниатюры «Ночью» и «Сновидения» из «Фантастических пьес» Шумана. Пожалуй, сходной характеристики заслужил и Георгий Войлочников, заканчивающий в этом году Училище имени Гнесиных (класс А.Хитрука). Это сложившийся музыкант, исключительно своеобразно и интересно интерпретирующий вальсы Шопена и Чайковского.

Менее удачно показали себя скрипачи, которые, видимо, не имеют большого концертного опыта и «потерялись» на сцене БЗК. Зато открытием фестиваля стал студент МГУМИ имени Шопена, виолончелист Александр Рамм (класс М.Журавлевой). Он был безупречен в звуковом отношении, продемонстрировав бархатный тон своего инструмента в «Адажио и Аллегро» Шумана; кроме того, молодой артист умеет эмоционально увлечь публику своей игрой. Поэтому все жюри после завершения заключительного концерта (который был своеобразным финалом конкурсного отбора) вынесло единодушный вердикт. А.Рамм был награжден Гран-при — творческой поездкой в Италию, которую подарил талантливому виолончелисту Ротари-клуб «Москва-Ренессанс», входящий в оргкомитет фестиваля.

Этот проект, по мнению замдиректора методического кабинета Елены Гудовой, «будет постоянно обновляться, менять формат, привлекая в свою орбиту все новых участников. Но неизменным останется романтический дух, столь близкий юным и столь необходимый Искусству».

Евгения Кривицкая

реклама

вам может быть интересно

Блин даете? Классическая музыка