Герои и убийцы

Исторический боевик «Герой» (ТВ Центр, 10 июня, 23.50. Гонконг — Китай, 2002) был номинирован на «Оскара» как лучший иностранный фильм (это уже третья номинация знаменитого китайского режиссера Чжана Имоу — после «Ю Ду» и «Подними красный фонарь»). Он стоит особняком в его творчестве и очень похож на нашумевший «оскаровский» суперхит «Крадущийся тигр, невидимый дракон» — персонажи «Героя» с такой же захватывающей дух легкостью и столь же красиво дерутся, не подчиняясь законам всемирного тяготения. Но разобраться в сюжетных лабиринтах картины с первого раза не представляется возможным, и потому приходится только удивляться, что она стала кассовым рекордсменом в Китае. Действие происходит в Китае в III веке до н.э. Могущественный правитель царства Чин ведет кровавые войны с шестью соседними царствами, стремясь объединить их в великую империю. Жизни мудрого стратега и воина непрестанно угрожают наемные убийцы, но лишь трое из них — Сломанный Меч, Летящий Снег и Небо — вселяют в его сердце всепоглощающий страх. Их искусству боя нет равных, и уже десять лет награда, обещанная за их головы, остается нетронутой. И вот однажды во дворец явился Безымянный Воин (Джет Ли). Он готов поведать будущему императору невероятную историю о том, как неуязвимые наемники нашли смерть на острие его клинка. Однако великому властителю известна истинная причина визита загадочного героя...

«Соединенные штаты Лиланда» (СТС, 10 июня, 3.30. США, 2003) не имели такого шумного коммерческого и фестивального успеха, но не менее интересны. Если судить по сюжетной интриге, то смотреть картину вроде бы и не стоит. 15-летний школьник Лиланд Фицджеральд (Райан Гослинг) зверски убивает подростка-олигофрена, с которым ранее много общался. Папа (Кевин Спейси) и мама (Лина Олин), учителя, соседи — все в шоке от совершенного Лиландом, никто не понимает, как и почему спокойный, милый, развитый в интеллектуальном отношении мальчик мог решиться на такое... Подобного рода сюжеты не раз обыгрывались в разоблачительных фильмах более или менее талантливых и успешных. Молодой режиссер Мэттью Райан Ходж посмотрел на сам по себе чудовищный поступок своего героя под неожиданным ракурсом. Вместе с начинающим писателем Пирлом Мэдисоном (Дон Чидл), который работает в колонии для несовершеннолетних, где отбывает свой срок Лиланд, мы знакомимся с прошлым юного убийцы, перед нами приоткрывается его внутренний мир. И мы вдруг обнаруживаем, что испытываем к нему... симпатию.

Если успех «Соединенных штатов Лиланда» ограничился участием в крупных международных фестивалях, то трагикомедии «Гудбай, Ленин!» (РЕН ТВ, 7 июня, 15.00. Германия, 2003. Режиссер Вольфган Бекер. В ролях: Дэниэл Брюль, Кэтрин Сасс, Чулпан Хаматова, Мария Саймон) повезло несравненно больше. Она стала рекордсменом немецкого проката, была отмечена множеством наград, включая приз Берлинского МКФ и французскую национальную кинопремию «Сезар» за лучший европейский фильм года. Во многом этот успех обусловлен оригинальной сценарной идеей: после восьми месяцев, проведенных в коме, бывшая гражданка ГДР, слепо верящая в идеалы социализма, приходит в себя. За это время пала Берлинская стена, ушел в отставку генсек Эрик Хонеккер, сменился общественный строй. Пустые прилавки магазинов заполнились продуктами, а на улицах города вместо плакатов с идейными лозунгами появились огромные рекламные щиты. Заботливый сын хочет оградить мать от стресса, который неминуемо случится при столкновении с новой капиталистической действительностью. Проявляя чудеса изобретательности, он воссоздает вокруг нее островок социализма в отдельно взятой квартире...

Оригинальная сценарная идея отличает и психологическую драму «Боги и монстры» (ТВ3, 6 июня, 0.00. США — Великобритания, 1998. Режиссер Билл Кондон. В ролях: Йен МакКеллен, Брендан Фрейзер, Линн Редгрейв, Лолита Давидович, Дэвид Дьюкс), поставленную по мотивам книги Кристофера Брэма «Отец Франкенштейна». Когда бывший морской пехотинец Клэй (Фрейзер) устроился садовником на виллу пожилого мужчины с неуживчивым характером, то с удивлением узнал, что это Джеймс Уэйл (МакКеллен), гениальный голливудский режиссер, создатель фильмов «Франкенштейн» и «Невеста Франкенштейна», ставших классикой мирового кино. В начале 40-х годов он навсегда покинул съемочную площадку и последующие годы своей жизни провел вдали от звездной суеты. Одинокий и забытый всеми старик — до сих пор он общался только с экономкой (Редгрейв) — начинает вертеться перед парнем. Он почему-то вспоминает пару сцен из своего старого фильма о Франкенштейне — Клэй чем-то напоминает ему монстра. И начинает разрабатывать последний сценарий своей жизни, в котором парню будет отведена главная роль... Картина была удостоена многих наград, в том числе «Оскара» за лучший адаптированный (написанный на основе литературного произведения) сценарий.

Как и на минувшей неделе, нам предоставлена возможность наслаждаться шедеврами. Едва ли не самый именитый среди них — военная драма Фреда Циннемана «Отныне и во веки веков» («Первый канал», 5 июня, 1.30. США, 1953), победившая в восьми из тринадцати номинаций на «Оскара», на которые выдвигалась, — фильм, режиссура, операторская работа (Бернет Гаффи), сценарий (Даниэль Тарадэш), мужская и женская роли второго плана (Фрэнк Синатра и Донна Рид), монтаж и звук. В значительной мере успех фильма предопределила превосходная литературная основа — одноименный бестселлер Джеймса Джонса о буднях американской армии на Гавайях в 1941 году. Люди делают карьеру, влюбляются, совершают предательства или, наоборот, благородные поступки. В общем, просто живут, не зная, что японцы вот-вот совершат свой знаменитый налет на Перл-Харбор и США вступит во Вторую мировую войну. Рядового Роберта Пруитта (Монтгомери Клифт) только что перевели на Гавайи. Его новый командир капитан Дана Холмс (Филип Обер) наслышан, что он отличный боксер, и намерен уговорить парня выступать за роту. Однако Пруитт отказывается, и на то у него есть веские причины. И капитан решил его «сгноить». Тем временем сержант Уорден (Берт Ланкастер) начинает заглядываться на жену капитана Холмса (Дебора Керр), несчастную в браке и отчаянно скучающую. Фрэнк Синатра играет друга Пруитта, а Донна Рид — проститутку, влюбившуюся в солдата... Один из видных американских критиков определил жанр картины как «мелодрама с явными элементами мрачного экспрессионизма». Выйдя на экраны, она шокировала зрителей необычными для того времени откровенными сексуальными сценами, натуралистическими деталями драк с элементами садизма, своеобразной трактовкой таких понятий, как супружеская неверность и проституция, показом коррупции, царящей в американской армии, и это в немалой степени обеспечило ей коммерческий успех. Сейчас все эти сенсационные моменты воспринимаются спокойно, и на первый план выдвигаются действительно замечательные актерские работы звездного ансамбля.

Превосходные актерские работы отличают и мистический триллер Уильяма Фридкина «Изгоняющий дьявола» («Россия», 7 июня, 0.45. США, 1973. В ролях: Эллен Берстин, Китти Уинн, Джордж Таун, Макс фон Сюдов) — экранизацию одноименного бестселлера Уильяма Питера Блэтти. Известная актриса (Берстин) одна воспитывает двенадцатилетнюю дочь. Непонятные вещи происходят в ее комнате: странные звуки, подпрыгивает кровать... Все это ужасно пугает девочку, у нее случаются припадки. Общение с психиатром и исследования врачей не дают больной облегчения. Лекарства не помогают. В конце концов маму убедили, что в девочку вселился дьявол. Надо его изгнать. С одобрения святой церкви за дело берутся профессионалы: отец Мерид, имеющий большой опыт в этой области, и отец Каррес — как врач и психиатр. Эта процедура длинна и мучительна. Девочка мечется, страшно страдает, изрыгает ужасающие непристойные ругательства... Режиссер, мастерски используя целый арсенал разнообразных приемов, постоянно нагнетает напряжение, создает мистическую атмосферу в респектабельном доме, где живет девочка, и эта атмосфера передается зрителям. Картина была удостоена множества наград, в том числе «Оскаров» за сценарий, который написал сам автор романа Уильям Питер Блэтти, и за работу звукооператоров (Роберт Кнудсон, Крис Ньюмен), стала классикой жанра и вызвала массу подражаний.

Великую Бетт Дэвис мы увидим в российской телепремьере драмы великого Уильяма Уайлера «Письмо» («Домашний», 6 июня, 23.30. США, 1940), поставленной по роману Сомерсета Моэма. Картина не столь знаменита, как снятые тем же Уайлером тремя годами ранее «Иезавель» и годом позже «Лисички», однако и здесь дарование актрисы вполне достойно проявилось. Она играет Лесли Кросби, жену Роберта Кросби (Херберт Маршалл). Однажды, когда муж находился в отъезде по делам, к ним приехал с визитом Дэвид Ньюэлл, и Лесли его застрелила. Полиции она заявила, что Дэвид, старый друг семьи, напал на нее, и что она стреляла в порядке самообороны. Роберт Кросби, преданный и любящий муж, верит каждому ее слову и просит Хауарда Джойса (Джеймс Стивенсон), уважаемого юриста, защищать его жену в суде...

Геннадий Белостоцкий

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама