Романтические раритеты

Оркестр Павла Когана не пользуется особым вниманием прессы. Правда, в 90-е годы он имел куда больше оснований претендовать на повышенный к себе интерес, первым в России исполнив циклы всех симфоний Малера и Брукнера, не говоря о ряде других, более часто исполняемых у нас композиторов. Но с конца 90-х Павел Коган гораздо больше времени проводит со своим американским оркестром, чем с московским, и качество последнего постепенно стало снижаться. Тем не менее Коган и его коллектив и сегодня не так уж редко предлагают вниманию слушателей интересные программы из раритетных и притом достаточно непростых сочинений, добиваясь иногда впечатляющих результатов. Об этом можно было судить и по недавно прозвучавшей в КЗЧ программе из произведений Листа, основной интерес к которой привлекала крайне редко исполняемая сегодня «Фауст-симфония».

Впрочем, открывавшая концерт симфоническая поэма «Орфей», казалось, не предвещала ничего хорошего. Оркестр играл предельно несобранно, и музыка Листа то и дело превращалась в бесформенное звуковое месиво. Но уже в Первом фортепианном концерте оркестр преобразился — во многом, очевидно, под воздействием великолепной игры Александра Гиндина. Наверное, он у нас сегодня — едва ли не самый лучший интерпретатор Листа, сочетающий виртуозность техники с музыкантской тонкостью и глубиной (в чем дополнительно убедили сыгранные им бисы).

Во втором отделении оркестр взялся наконец за «Фауста», и это был уже во многом другой оркестр, нежели тот, что играл «Орфея». Гигантская симфония была явлена, может быть, и не вполне безупречно, но весьма убедительно. На протяжении часа с лишним маэстро Коган не позволял целому рассыпаться, демонстрируя не только увлеченность, но и абсолютное владение материалом, проработанным досконально. Наверное, было бы некоторым преувеличением говорить о выдающейся интерпретации, но вполне правомерно говорить об интерпретации качественной, позволяющей слушателям адекватно воспринять чрезвычайно интересное сочинение великого романтика, от которого уже тянутся нити, с одной стороны, к Чайковскому, а с другой (в хоровом финале) — к Малеру. Следует отметить удачное, особенно в отношении стиля, соло тенора Тиграна Матиняна, пение мужской группы Юрловской капеллы под руководством Геннадия Дмитряка, а также исполнение партии органа Людмилой Голуб.

Музыка романтизма давно стала фирменным ноу-хау Павла Когана и его оркестра. И, зная их пристрастие к монографическим программам, хотелось бы в скором времени услышать цикл из всех симфонических сочинений Листа, сыгранных на уровне не «Орфея», но «Фауста».

Дмитрий Морозов

реклама

вам может быть интересно

Противоречивый Мусоргский Классическая музыка
Мы вновь внимали болеро… Классическая музыка