Начальник войны, начальник любви

«Оружейный барон» Эндрю Никкола и «Распутник» Лоренса Данмора

«Оружейный барон» Э.Никкола (режиссер фильма «Гаттака», сценарист и продюсер «Шоу Трумэна», сценарист и один из продюсеров «Терминала» Спилберга) выходит в прокат.

2 февраля и для российской аудитории представляет несомненный интерес. Главный его герой, роль которого отдана Николасу Кэйджу, — Юрий Орлов, уроженец Украины, уехавший еще в советские времена в Америку со своими родителями по еврейской визе — так было проще покинуть пределы Отечества. Уже в Америке этой семье предстояло стать еврейской. Отец так просто вжился в роль, что сильно раздражало мать, поскольку ходить в синагогу он стал чаще раввина. Семейство открыло на Брайтон-Бич кошерный ресторан под названием «Крымский». Но как скажет герой Кэйджа, закадровый голос которого сопровождает повествование, жизнь его кошерной не была. Текла она пресно и уныло в этой маленькой американской Одессе, напоминающей нравами Одессу реальную, в которой родился и вырос главный герой. И поскольку в настоящем ничего не происходило, Юрий начал продавать смерть. В один из дней он понял, что куда лучше связать свою судьбу с другой основной потребностью человека, ведь людям не только кушать хочется, но и убивать. Так он становится начальником войны, как его назовет один из безумных диктаторов.

Картина начинается довольно живо и поначалу обещает занятный стеб и черноватый юмор на заданную тему, но в итоге дело ограничится очередной ахинеей на а-ля советско-постсоветскую тему. Интересно смотреть на происходящее, как на паноптикум, собрание штампов, которые не обыгрываются как штампы, а существуют во всей своей натуралистической красе. Братья Орловы (у Юрия есть младший брат Виталий, роль которого исполнил Джэред Лето, запавший в души зрителей после фильма «Александр», где он играл любовника главного героя) глушат водяру из горла, отправляются даже на историческую родину — в Украину, снимали которую в Чехии. Там Николас Кэйдж появится на фоне гигантского серпа и молота, присядет на лежащую гигантскую скульптуру Владимира Ильича — великолепный советский гламур, все еще экзотика для иностранца. Ракурсы в самом деле эффектные и впечатляющие. Не обошлось и без «Лебединого озера», сопровождающего панораму военной техники. Все это можно смотреть уже прикола ради, хотя подобного добра в американских блокбастерах мы уже нагляделись вволю. Орловы будут орудовать в компании со своим дядей Дмитрием — генералом украинской армии, роль которого исполнил Евгений Лазарев. У того имеется 40 тысяч автоматов Калашникова, а герой Кэйджа пройдет по военным складам, приобретет целую эскадрилью военных самолетов, а фоном будет звучать «Э-эй ухнем!». И здесь создатели картины провозглашают «историческую правду», утверждая, что только с 1982-го по 1992 год на Украине было украдено оружия более чем на 32 миллиарда долларов и никто за это не ответил.

У Юрия есть свой кодекс чести. Одно из его правил: не получать пулю из собственного товара. Он не лишен сентиментальности и влюблен в девушку с обложки, которая и становится его женой, понимая, что ее богатый избранник — человек риска. Тот живет не по средствам, из сил выбивается, чтобы покрыть расходы. А тут Михаил Горбачев возникает на горизонте и провозглашает «нет» холодной войне — совсем некстати.

Жизнь у Юрия экстремальная, тем более что бывает он не только на территории бывшего СССР, но и в Африке, где разъезжает на машине с людоедом, общается с диктатором Либерии. Он пересекает 13 стран. Ситуации возникают по ходу вояжей довольно забавные, и, несмотря на опасность темы, все это могло бы быть по-кинематографически лихо и даже памфлетно сделано, но получилось бесконечное занудство. Хотя сцены с голодным населением Сьерра-Леоне, в течение 10 минут разобравшим огромный самолет с оружием до остова, когда Орлов и русские летчики вынуждены были, спасаясь от Интерпола, сделать экстренную посадку, получились остроумными и талантливыми. А уж нежность русских парней, остановивших огромный самолет в считаных сантиметрах от сидящей на дороге крохотной негритяночки, — это просто слезы, можно обрыдаться от умиления и смеха.

Короче говоря, мораль такая: во всем виноват президент США, который убивает больше, чем все оружейные бароны вместе взятые. Просто очередная агитка в духе Майкла Мура. Как бы то ни было, но создатели картины долго собирали деньги на проект, направленный против самих устоев, тем более что представлять сценарий продюсерам начали за неделю до начала войны в Ираке. Идея вдохновила и Николаса Кэйджа, не читавшего ничего подобного о торговле оружием, так что он даже стал одним из продюсеров картины, в которой фактически нет американских денег. Создатели «Оружейного барона» позиционируют его как политический фильм, но вряд ли кому-то из наших зрителей он увидится именно в этом свете. Герой увлек Кэйджа не тем, что он — дьявол, а тем, что в общем неплохой парень с благими намерениями, но внутри него словно живет другой человек.

Второй — не дьявол, но все же распутник — герой Джонни Деппа в фильме «Распутник» Лоренса Данмора, дебютирующего в большом кино мастера рекламы и музыкальных клипов, — хорошо освоенный в России путь. Увидеть Джонни Деппа, исходящего на экране мочой, в мокрых штанах, с покрытой струпьями физиономией — конечно, само по себе нечто. Такой красавец, с идеальной кожей и цветом лица, вдруг превращен в какое-то гремучее папье-маше.

Но прежде чем превратиться в изгоя и урода, Джон Уилмот, он же второй граф Рочестер, скандальный персонаж из века XVII, живет, нарушая запреты и без того бурной жизни Лондона. Герой пишет стихи, потешая ими короля Карла II, которого изображает преображенный накладным носом Джон Малкович, чувствовавший себя туканом, но такой нос, по его признанию, способствовал процессу перевоплощения. Герой Деппа, естественно, поражает свет своими любовными похождениями. Но настоящая любовь способна творить чудеса. И начинающая актриса Элизабет Барри в облике несравненной Саманты Мортон становится началом его конца. Распутник захаживает к ней в театр, обучая азам актерского дела, и та становится настоящей актрисой, а потом предает его — просто и сразу. Достаточно одной встречи с королем и его подарка. Так антигерой в очередной раз становится трагической фигурой. Его финал — запои, смерть в 33 года, а загубили его не пагубные страсти вроде любви к алкоголю и женщинам, а конкретная скромная барышня. Опять в поле зрения создателей фильма — темные, потаенные стороны человеческой души, только на сей раз в эпоху Реставрации. Но, как видно, ничто в человеческой природе не меняется. Кстати, героя Кэйджа тоже слегка подвела любимая женщина (та, что с обложки). Обстоятельства только были несколько иными.

Сценарий написан Стивеном Джеффрисом на основе одноименной пьесы, которая успешно шла в Чикаго и где заглавную роль играл Джон Малкович. Собственно, он и предложил Джеффрису экранизировать «Распутника». Привлекли к работе театральных актеров, кое-кого с опытом работы в сериалах. Результат не оказался столь блистательным, каким, говорят, был театральный опыт в чикагской труппе. То, что должно рождать сопереживание, вызывает приливы смеха. Джонни Депп с провалившимся носом — это не более чем аттракцион. Вообще, работа с носами оказалась тут основополагающей.

Светлана Хохрякова

Если вы чувствуете потребность в том, чтобы окружающие видели в вас настоящего мужчину, портфель — незаменимый атрибут. Выбор за вами!

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама