О любви и любовниках

Современное кино, как правило, не радует нас оригинальными сценарными идеями, а голливудские комедии, как правило, несмешные и неостроумные. Но в случае с «Моим лучшим любовником» (РЕН ТВ, 23 мая, 0.15. США, 2005. Режиссер и автор сценария Бен Янгер) мы имеем приятное исключение. Представьте себе: 37-летняя жительница Нью-Йорка Рафи (Ума Турман), разочарованная семейной жизнью, неожиданно для себя влюбляется в художника Дэвида (Брайан Гринберг), который моложе ее на 15 лет. Скажете: ну и что? Да, такого рода коллизии обсасывались во множестве фильмов. Изюминка в другом: слегка ошарашенная таким поворотом судьбы, Рафи решает поделиться подробностями (в том числе и интимными) отношений с молодым человеком со своим психотерапевтом Лизой (Мерил Стрип), которая к тому же является ее подругой. Все идет просто замечательно до тех пор, пока не выясняется, что Лиза — мать Дэвида... Как известно, любую замечательную идею можно легко испортить. Но в данном случае режиссер Янгер талантливо реализовал задуманное сценаристом Янгером, а дуэт Ума Турман — Мерил Стрип не может не восхищать. Как следствие: кассовые сборы более чем втрое превысили 22-миллионный (в долларах) бюджет фильма.

Несмотря на откровенно «эротическое» содержание, эта лента по сравнению с «Загадочной кожей» (ТВ3, 25 мая, 0.15. США — Нидерланды, 2004. Режиссер Грегг Араки. В ролях: Брэйди Корбет, Джозеф Гордон-Левитт, Мишель Трахтенберг, Джеф Лайкон, Элизабет Шу) выглядит целомудренной. Грегг Араки, провозглашенный критиками как один из самых перспективных «певцов нового поколения» после его трилогии «Полностью затраханный» (1993), «Поколение игры «DOOM» (1995), «Нигде» (1997), вновь обыгрывает любимые мотивы: неприкаянная молодежь с ее жестокими «играми», изобилие сцен с сексом и насилием на грани шока. Но на этот раз все это упаковано в детективно-фантастический сюжет с элементами триллера, напоминающий конструкции М.Найта Шьямалана («Шестое чувство»). Параллельно развиваются истории двух мальчиков. Один из них, Нил, энергичный и крепкий, в восьмилетнем возрасте был совращен тренером школьной спортивной команды — эта сцена, разумеется, обставлена детально и со смаком. Став подростком, Нил зарабатывает на жизнь проституцией. Чтобы убедить нас, как опасна и отвратительна эта профессия, режиссер не жалеет экранного времени и не щадит нашу нервную систему. В отличие от Нила Брайян никогда не отличался ни здоровьем, ни физическим развитием, ни бодростью духа. Болезненного вида, постоянно рефлексирующий, он всегда был предметом насмешек, даже отец его презирал. В восьмилетнем возрасте он пережил нечто загадочное и страшное, но в памяти остались лишь постоянно преследующие его видения и кошмары, некоторые из которых были так или иначе связаны с Нилом (мальчики встречаются только в финале). Брайян убежден, что в детстве был на время похищен инопланетянами, которые проводят с ним какие-то эксперименты. И не только с ним, как довелось ему позже выяснить...

Любовная интрига разгоняет сюжет и культового триллера Оливера Стоуна «Поворот» (ТВ3, 21 мая, 16.00. США, 1997. В ролях: Шон Пенн, Ник Нолти, Дженнифер Лопес, Пауэрс Бут, Хоакин Феникс, Джон Войт, Билли Боб Торнтон, Валерий Николаев, Лив Тайлер), снятого по мотивам романа Джона Ридли «Бродячие псы». Бобби Купер (Шон Пенн), мелкий картежник с полными карманами денег и огромными долгами, не прекращает погоню за счастьем. Поломка автомобиля заставляет его свернуть с шоссе в провинциальный городок. И там он встречает Грэйс (Дженнифер Лопес) — коварную красотку, жаждущую вырваться из захолустья и задумавшую совершить убийство своего богатого мужа-импотента (Ник Нолти)... Обыгрывая название фильма, критики острили, что Оливер Стоун, доселе неизменно озабоченный общественно-политической проблематикой («Взвод», «Д.Ф.К.», «Никсон», «Прирожденные убийцы», «Рожденный 4 июля»), сделал крутой поворот и повернулся лицом к развлекательному кино. Но при этом отмечали, что, строго следуя принципам «черного фильма», он не смог избавиться от тягостных раздумий о судьбах нации и человечества в целом, впечатляюще продемонстрировал всеобщую внутреннюю опустошенность, внутренний мрак и хаос, в который страшно заглянуть.

И еще одна картина, которую стоит посмотреть (и пересмотреть!), — это «Магнолия» (НТВ, 22 мая, 0.45. США, 1999. Режиссер Пол Томас Андерсон. В ролях: Джереми Блэкмэн, Том Круз, Мелинда Диллон, Эйприл Грэйс, Луис Гусман, Филип Бэйкер Холл, Алфред Молина, Джулианна Мур, Джейсон Робардс). В 2000 году мировая кинопресса только и говорила об этом удивительно талантливом, оригинальном, умном, добром и загадочном фильме — лауреате «Золотого Медведя» МКФ в Берлине, «Золотого глобуса» за лучшую роль второго плана (Том Круз), номинаций на «Оскар» в категориях «Мужская роль второго плана» (Том Круз), «Сценарий» (Пол Томас Андерсон), «Песня к фильму». Он сложен для восприятия, совершенно не похож на что-либо из громадного по своим объемам потока голливудской продукции и потому непривычен для массового американского зрителя, воспитанного на стандартах и примитивах, и тем не менее собрал в прокате 22 миллиона долларов (правда, при бюджете в 37 миллионов). Картина представляет собой причудливый монтаж коротеньких эпизодов из жизни двенадцати персонажей (ох как непросто поначалу разобраться, кто есть кто и зачем!), судьбы которых переплетутся лишь в финале под аккомпанемент грандиозной метафоры.

На обозреваемой неделе на удивление много классики. Канал ТВ3, в частности, предлагает посмотреть сразу четыре костюмно-исторических приключенческих фильма с участием Жана Маре. Три из них — «Тайны Бургундского двора» (ТВ3, 21 мая, 19.00. Франция — Италия, 1961), «Капитан» (ТВ3, 22 мая, 19.00. Франция — Италия, 1960) и «Парижские тайны» (ТВ3, 23 мая, 19.00. Франция, 1962) — поставил Андре Юнебель, а «Железную маску» (ТВ3, 24 мая, 19.00. Франция, 1962) — Анри Декуэн.

Зрителям (а особенно зрительницам) доставит немало удовольствия костюмно-историческая мелодрама «Леди Гамильтон» («Культура», 22 мая, 23.55. США, 1941). Великий продюсер и хороший режиссер Александр Корда впервые свел вместе на экране великих актеров — Вивьен Ли и Лоуренса Оливье, которые соответственно после «Унесенных ветром» (1939) и «Моста Ватерлоо» (1940) и «Грозового перевала» (1939) и «Ребекки» (1940) поднялись на вершину успеха, и родился настоящий шедевр мирового киноискусства.

Добрую улыбку у многих телезрителей вызовут американские «Братья Карамазовы» (НТВ, 26 мая, 2.00. США, 1958). Ричард Брукс, режиссер умный и видный («Последний раз, когда я видел Париж», 1955, «Кошка на раскаленной крыше», 1958), откровенно разбавил творение гениального русского писателя развесистой клюквой, и эту его откровенность можно воспринимать и как ироничность, и как стилизацию. Во всяком случае, звезда «Великолепной семерки» Юл Бриннер в роли лысого, в красной рубахе и с гитарой Дмитрия Карамазова не вызывает отторжение, как, впрочем, и до предела облегченный сюжет с — представьте себе — хэппи-эндом.

Все бестселлеры Стивена Кинга экранизировались, и не раз, но сам писатель лучшей среди них считает мистический триллер «Сияние» (НТВ, 27 мая, 3.40. Великобритания, 1980. Режиссер Стенли Кубрик). Герой Джека Николсона — выздоравливающий алкоголик — соглашается провести зиму вместе со своими женой (Шелли Дюволл) и сыном (Дэнни Ллойд) в отдаленном и отрезанном от мира горном курортном отеле в роли сторожа. Оказывается, с этим местом связана таинственная и жуткая история: все сторожа до писателя убивали членов своей семьи и самих себя, а сам отель, по слухам, заселен призраками. По мере развития сюжета на наших глазах нечто потустороннее подтачивает разум писателя, и он начинает сходить с ума, испытывая приступы необузданной, дикой ярости и жажду убивать. Режиссер показывает все это с такой силой, что ужас испытывают не только жена и сын писателя, но и зрители.

Геннадий Белостоцкий

реклама