На минувшей неделе мы имели возможность насладиться шедевром Серджо Леоне «Однажды в Америке». На этой неделе подобной возможности, увы, нет — главные телеканалы страны не выдали ни одной телепремьеры, ни одного крупного хита из числа фильмов прошлых лет. Поэтому к событиям приходится относить, кажется, уже третий показ телеверсии «Антикиллера» (НТВ, 12 февраля, 20.10. Россия, 2002. Режиссер Егор Кончаловский. В ролях: Гоша Куценко, Михаил Ульянов, Сергей Шакуров, Александр Балуев, Евгений Сидихин, Виктор Сухоруков) — одного из самых кассовых отечественных фильмов последних лет.
Фрэнсис Форд Коппола, которого как выдающегося деятеля культуры принял на минувшей неделе в Кремле Президент Путин, вошел в историю кино по меньшей мере дважды. Во-первых, как создатель легендарного «Крестного отца» и его продолжений. Во-вторых, как автор военной драмы «Апокалипсис сегодня» (ТВЦ, 11 февраля, 1.00. США, 1979. В ролях: Мартин Шин, Марлон Брандо, Роберт Дювалл, Фредерик Форрест, Альберт Холл, Сэм Боттомс). Причем многие критики именно эту картину, полную режиссерскую версию которой нам покажут, ставят на первое место. История о том, как во время войны во Вьетнаме сотрудник военной разведки капитан Уиллард (Шин) отправился из Сайгона по «реке времени» с заданием разыскать и убить полусумасшедшего полковника «зеленых беретов» Курца (Брандо), которого где-то в джунглях местные жители почитают как бога, воспринимается как потрясающей силы образ войны как несчастья вселенского масштаба. Пожалуй, впервые зрители увидели беспредельный ужас войны, что называется, в натуральную величину. Кадры налета вертолетов на вьетнамскую деревушку, сопровождаемые музыкой вагнеровского «Полета валькирий», считаются одним из самых впечатляющих эпизодов в мировом кино. Художественные достоинства картины оценили специалисты. Она была удостоена множества наград, включая «Золотую Пальмовую ветвь» на МКФ в Канне, «Оскары» за операторскую работу (Витторио Стораро) и работу звукооператоров, «Золотые Глобусы» за режиссуру и игру Роберта Дювалла.
Необычную для себя по стилистике малобюджетную и камерную картину «Осажденные» (REN TV, 13 февраля, 0.20. Италия — Великобритания, 1998) снял живой классик мирового кино Бернардо Бертолуччи. Экранизируя рассказ Джеймса Ласдена, он перенес действие из Лондона в Рим, омолодил мужчину и сделал девушку беженкой из Африки. Шандураи (Тэнди Ньютон) приезжает в Вечный город после того, как ее муж был посажен в тюрьму диктатором-правителем ее родной страны, и поселяется в особняке англичанина Джейсона Кински (Дэвид Тьюлис) на правах домработницы. То скромный и стеснительный, то эксцентричный и непредсказуемый, пианист-затворник Джейсон дает уроки музыки и практически не выходит за границы своего дома. Каждый день Шандураи наводит порядок в особняке, а Джейсон играет на рояле. Они практически не разговаривают. Но постепенно в их взаимоотношениях зарождается нечто почти незаметное, едва ощутимое, уловимое, быть может, только на языке музыки... И это «нечто» называется любовь.
Именно после «Желания» (М1, 11 февраля, 23.50. Франция, 1998) режиссер Седрик Кан стал одной из главных надежд современного французского кино. Правда, эта картина, поставленная по мотивам скандального романа Альберто Моравиа «Скука», не заставила зрителей осаждать кинотеатры — и это несмотря на то, что примерно третью ее часть герои занимаются сексом, зато привела в экстаз значительную часть критиков, была удостоена престижной национальной премии Луи Деллюка как лучший фильм года и трех премий «Сезар»: за лучшую мужскую роль (Шарль Берлинг), лучшую роль второго плана (Ариэль Домбаль) и наиболее яркий дебют (Софи Гийемен). Это фильм об интеллектуале — профессоре философии Мартине (Берлинг) и отчасти для интеллектуалов — поскольку в нем относительно мало действия и много переживаний рефлексирующего героя. Мартин после развода с женой (Домбаль) находится в тяжелой депрессии, из которой наметился выход только после случайной встречи с Сесилией (Софи Гийемен) — чрезвычайно аппетитной 17-летней девицей. Из-за нее, похоже, покончил с собой приятель Мартина — экстравагантный художник (Робер Крамер). И вот и у Мартина после общения с ней «поехала крыша». Ему страшно скучно с ней — даже занимаясь любовью, но в ее отсутствие он впадает в панику, не находит себе места, готов на стену лезть и в конце концов совершает дикие поступки...
Телепремьерой черной комедии «Бикфордов шнур» («Культура», 10 февраля, 22.55. Босния — Герцоговина — Австрия — Турция — Франция, 2003. Режиссер Пьер Залица. В ролях: Энис Беслагич, Богдан Диклич, Саша Петрович, Изудин Байрович, Ясна Залица, Сенад Башич, Адмир Гламочак) Кирилл Разлогов в своей авторской программе «Культ кино» открывает новый цикл, посвященный современному восточноевропейскому кино. Действие происходит в боснийском городке Темони, жители которого, измученные гражданской войной, наконец обретают мир. Еще не зажили раны, полуразрушенные дома еще не разминированы, но молодежь постепенно возвращается на родину. Только Заим не может смириться с новыми порядками: один из его сыновей — Аднан — погиб, а враг не отмщен. Этот незаконно вооруженный воин для местных властей, мечтающих о демократии и долларовой поддержке США, — большая головная боль. Ведь город готовится встретить почетного гостя — самого президента Билла Клинтона, — он вроде бы должен сюда приехать, и местные руководители должны во что бы то ни стало обеспечить его безопасность... Боснийский режиссер Пьер Залица убедительно выступил в капризном жанре политической сатиры, снимая забавные эпизоды на достаточно кровавом материале, что было отмечено призом «Серебряный Леопард» на МКФ в Локарно.
Помимо картины Залицы, канал «Культура» предлагает еще несколько заслуживающих внимания лент. «Дон Кихот» («Культура», 10 февраля, 13.30. Великобритания — Франция, 1933. В ролях: Федор Шаляпин, Джордж Робей, Оскар Эш, Сидни Фокс) примечателен, во-первых, тем, что это пусть и не лучшая, но интересная работа крупнейшего немецкого режиссера Георга Вильгельма Пабста («Безрадостный переулок», 1925; «Ящик Пандоры», 1928, «Дневник падшей», 1928, «Западный фронт, 1918», 1930). Во-вторых, в главной роли снялся великий русский певец Федор Шаляпин, который продемонстрировал не только выдающееся вокальное мастерство, исполняя арии из оперы Ж.Массне, но и несомненный актерский талант — это его единственная работа в игровом кино. Режиссеру пришлось приложить массу усилий, чтобы помочь певцу преодолеть страх перед камерой. Биографический фильм «Молодой Уинстон» («Культура», 11 февраля, 21.50. Великобритания — США, 1972. В ролях: Роберт Шоу, Энн Бэнкрофт, Саймон Уорд, Джек Хокинс, Иен Холм, Энтони Хопкинс, Патрик Маги, Эдвард Вудворд, Джон Миллс), снятый по книге Уильяма Черчилля «Мои молодые годы: преданное служение», открыл миру знаменитого в будущем режиссера Ричарда Аттенборо («Ганди», «Кордебалет», «Чаплин»). Эту ленту сам Аттенборо назвал «интимным эпосом». Он нашел замечательный прием: когда в кадре действует мальчик или юноша Уинстон Черчилль, за кадром идет комментарий от уже пожилого Черчилля, и это придает особую весомость тому, что мы видим. Особенно хороши сцены с родителями: отцом — лордом Рэндольфом и матерью — леди Дженни. Впечатляюща сцена в парламенте, куда Уинстон был избран в возрасте 25 лет и сразу же получил прозвище Молодой Лев. Увлекательно и зрелищно сняты эпизоды участия Черчилля в англо-бурской войне в качестве корреспондента, его пленение и бегство.
В свое время много было разговоров о психологической драме «Боги и монстры» (ТВЦ, 12 февраля, 2.30. США — Великобритания, 1998. Режиссер Билл Кондон. В ролях: Йен МакКеллен, Брендан Фрейзер, Линн Редгрейв, Лолита Давидович, Дэвид Дьюкс), поставленной по мотивам книги Кристофера Брэма «Отец Франкенштейна». Когда бывший морской пехотинец Клэй (Фрейзер) устроился садовником на виллу пожилого мужчины с неуживчивым характером, то с удивлением узнал, что это Джеймс Уэйл (МакКеллен), гениальный голливудский режиссер, создатель фильмов «Франкенштейн» и «Невеста Франкенштейна», ставших классикой мирового кино. В начале 40-х годов он навсегда покинул съемочную площадку и последующие годы своей жизни провел вдали от звездной суеты. Одинокий и забытый всеми старик — до сих пор он общался только с экономкой (Редгрейв) — начинает вертеться перед парнем. Он почему-то вспоминает пару сцен из своего старого фильма о Франкенштейне — Клэй чем-то напоминает ему монстра. И начинает разрабатывать последний сценарий своей жизни, в котором парню будет отведена главная роль... Картина была удостоена многих наград, в том числе «Оскара» за лучший адаптированный (написанный на основе литературного произведения) сценарий, «Золотого Глобуса» за лучшую женскую роль второго плана (Редгрейв), призов на фестивале в Сандэнсе за лучший фильм и лучшую актерскую работу (МакКеллен), приза «Лучшему актеру» на МКФ в Сан-Себастьяне (МакКеллен).
Геннадий Белестоцкий