Неделя с Бергманом

К 90-летию со дня рождения выдающегося шведского режиссера Ингмара Бергмана — одного из самых крупных режиссеров мирового кино, ушедшего из жизни год назад, — канал «Культура» приготовил замечательный подарок. В понедельник, в день его рождения, нам покажут документальный фильм «Бергман и остров Форё» («Культура», 14 июля, 23.50), где он откровенно рассказывает о себе, о своей жизни и о своем творчестве. А на следующий день смотрите «Седьмую печать» («Культура», 15 июля, 23.55. Швеция, 1957), которую многие критики считают самым великим фильмом в истории мирового кино. Он сложен для восприятия, поскольку, как отмечал сам режиссер, построен по образцу картин средневековых художников «с той же объективностью, с той же чувствительностью, с той же радостью», аллегоричен и чрезвычайно глубок по содержанию. Главная его мысль: нам всем грозит чума, и спасение не в фанатизме, не в нетерпимости, а в «молоке человеческой нежности». И вместе с тем, как подчеркивал исполнитель главной роли Макс фон Сюдов, «это очень простой фильм. Он описывает элементарные вещи нашей жизни и элементарные аспекты человеческого характера. Этот фильм не стареет, не покрывается пылью, потому что он очень человечный, он просто и ясно говорит о вещах, которые всегда были, есть и будут». Герой фон Сюдова средневековый рыцарь Антониус Блок вместе со своим оруженосцем Йонсом (Гуннар Бьернстранд несет в себе юмористический заряд картины) возвращаются сквозь чумную Европу из крестового похода. Их преследует некто в черном — сама Смерть (Бенгт Экерот). Смерть предлагает рыцарю сыграть в шахматы. Неподалеку разместились, готовясь к представлению, печальный и наивный Иофф (его играет знаменитый шведский комик Нильс Попе), его жена (Биби Андерссон) и другие скоморохи...

Посмотреть киноклассику, а также новинки кино вы можете не только по телевизору, но и онлайн.

В психологической драме «Персона» («Культура», 16 июля, 23.50. Швеция, 1966) почти все время в кадре знаменитая актриса Элизабет Фоглер (Лив Ульман) и медсестра-сиделка из психиатрической клиники Альма (Биби Андерссон). Однажды Элизабет вдруг замолчала по собственной воле прямо во время спектакля и с тех пор молчит. Она живет в летнем домике на пустынном морском берегу вместе с Альмой, которая приглядывает за ней и изо всех сил старается ее разговорить. С экрана звучат монологи Альмы, она рассказывает о себе, делится своими мыслями, задает вопросы, на которые не получает ответы. Много пауз, все на крупных планах, статично — действие как таковое практически отсутствует. И постепенно перед нами приоткрывается внутренний мир этих двух одиноких женщин, и их странные взаимоотношения начинают увлекать и захватывать... Эту картину невозможно пересказать — она из тех, которые вновь и вновь пересматривают и каждый раз открывают в них что-то новое и неожиданное. При вроде бы аскетичном изобразительном ряде, она насыщена многими мотивами и символами, метафорична и многозначна. «Сегодня мне кажется, — писал режиссер, — что в „Персоне“ и позднее в „Шепотах и крике“ я достиг своего предела. Что я свободно прикасаюсь к бессловесным тайнам, выявить которые способен только кинематограф».

«Земляничная поляна» («Культура», 17 июля, 23.50. Швеция, 1957) — едва ли не самая знаменитая картина Ингмара Бергмана, лауреат «Золотого Медведя» Берлинского фестиваля и множества других наград, номинант на «Оскара» за лучший оригинальный сценарий, который, как водится, написал сам режиссер. По жанру это экзистенциальная драма, а по форме роуд-муви: 78-летний профессор (Виктор Шёстрём) едет на машине вместе с молодой невесткой (Ингрид Тулин) через всю Швецию на вручение почетной докторской степени. В пути происходят встречи со знакомыми и незнакомыми людьми, в том числе с Сарой (Биби Андерссон), очень похожей на девушку, в которую профессор был влюблен в молодости, с сыном (Гуннар Бьёрнстранд), с которым он безуспешно пытается поговорить по душам. Реальность перемешана со снами и видениями главного героя, в настоящее то и дело вторгается прошлое, густой россыпью в этой стилистически изысканной, изящно снятой (оператор Гуннар Фишер) черно-белой картине раскиданы метафоры, ассоциации, намеки. Однако при всей сложности языка и необычайно глубоком философском подтексте кино захватывает с первых же кадров и не требует особого напряжения при просмотре. И оно долго потом не отпускает, даже если ты смотришь его в пятый, десятый раз.

Завершает ретроспективу психологическая драма «Сарабанда» («Культура», 18 июля, 23.50. Швеция — Италия — Германия — Дания, 2003) — последний фильм великого режиссера. Вообще-то официально Бергман ушел из кино в начале 80-х, сняв «Фанни и Александр», но не снимать было выше его сил, и время от времени он брался за фильмы телевидения, которые на самом деле были по-настоящему художественными. «В присутствии клоуна» (1997), например, мировая критика восприняла как подлинный шедевр. Столь же высокого уровня и эта картина. Она представляет собой своеобразный сиквел знаменитых «Сцен из супружеской жизни». Спустя 30 лет мэтр продолжает рассказ о Марианне и Йохане, которых играют те же Лив Ульман и Эрланд Йозефсон. Бывшие супруги вновь встречаются после долгой разлуки, но их отношения все так же волнующи и непредсказуемы. Йохан не работает, живет на наследство своей тетушки. Марианна приезжает к нему, и они не только предаются воспоминаниям, но также активно участвуют в жизни внучки Карин, которая стремится вырваться из-под опеки строгого отца. Девочка очень способна и мечтает попасть в престижный оркестр... Предваряет показ этой ленты документальный фильм «О «Сарабанде» («Культура», 18 июля, 22.45. Швеция, 2003), в котором члены съемочной группы делятся своими воспоминаниями.

Обозреваемая неделя примечательна еще одной ретроспективой — Джона Карпентера. Ее, не сговариваясь, «подготовили» несколько телеканалов. В фантастическом триллере «Чужие среди нас» («РЕН ТВ», 16 июля, 1.00. США, 1988) Карпентер обыгрывает не раз уже обыгранную сюжетную идею о пришельцах, которые с коварной целью проникли на нашу планету под видом людей и смешались с людьми, но ему удалось рассказать эту историю довольно свежо и увлекательно. Родди Пайпер играет бродягу Джона из американской глубинки, который однажды нашел солнцезащитные очки. Надев их, парень был ошарашен: оказывается, окружающий его мир совсем не такой, каким он себе представлял. Правительство и средства массовой информации бомбардируют людей скрытыми сообщениями, воздействующими на уровне подсознания. А что еще страшнее, Джон увидел истинное обличье многих важных членов общества — они и не люди вовсе, а безобразные и злые инопланетяне, маскирующиеся под людей, и они все активнее подчиняют себе землян. Шокированный увиденным, он открывает по пришельцам стрельбу. За ним тут же начинает охоту полиция. Спасаясь, он берет в заложницы молодую женщину Холли... Фильм основан на рассказе Рэя Нельсона «В 8 часов утра», герой которого под воздействием гипноза стал видеть истинную сущность людей. Любопытно, что сценарий (как и музыку) режиссер написал сам, но спрятался в титрах под псевдонимом Фрэнка Армитаджа. «Исповедь невидимки» (ТНТ, 16 июля, 22.00. США — Франция, 1992) — также экранизация, на этот раз одноименной книги Х.Ф.Сэйнта. Опять сюжетная конструкция не отличается оригинальностью: главный герой простой биржевой маклер Ник (Чеви Чейз) волею случая (он оказался в научной лаборатории, где в результате короткого замыкания произошел взрыв) становится невидимым, и это переворачивает всю его жизнь. Невидимость, впрочем, не помешала ему влюбиться в девушку (Дэрил Ханна), которая ответила ему взаимностью. Но вот на горизонте появился злодей в облике цэрэушника (Сэм Нил), и все пошло наперекосяк. И комедия стала выруливать в сторону триллера.

В мистическом ужастике «Вампиры» (СТС, 18 июля, 22.55. США, 1998), снятом по одноименному роману Джона Стикли, Карпентер увлекательно и с жуткими подробностями рассказывает о кровавых буднях охотников за вампирами. Один из них — Джек Кроу (Джеймс Вудс) — очень крутой профессионал вместе со своим молодым коллегой (Дэниэл Болдуин) по заданию Ватикана пытается выследить 600-летнего Валека (Томас Иан Гриффит), самого главного кровососа. Супервампир ищет древний крест, с помощью которого сможет орудовать и днем и, таким образом, станет всемогущим. Задача Джека осложнена тем, что Валеку удалось подчинить своему влиянию кардинала (Максимилиан Шелл)... А в фантастическом боевике «Призраки Марса» (СТС, 17 июля, 22.00. США, 2001) Карпентер как бы возвращается к своему знаменитому «Побегу из Нью-Йорка» (1981) — та же загадочная и мрачная атмосфера, те же пустынные постиндустриальные пейзажи, так же много стреляют, даже слишком много. Только действие происходит в далеком будущем не в разрушенном Нью-Йорке, а на Марсе, где теперь добывают полезные ископаемые. Однажды на одну из марсианских станций прибыл поезд, в котором находился лишь один человек — женщина-полицейский Мелани Брэдфорд (Наташа Хенстридж), да и та в бессознательном состоянии. Вместе с коллегами она должна была доставить особо опасного преступника Джеймса Уильямса (Айс Кьюб). По ее рассказу, этому помешали ожившие призраки свирепых воинов, которым удалось вырваться из своих гробниц, и теперь они мстят завоевателям Марса, вселяясь в тела непрошеных гостей...

И в заключение о двух новых фильмах. «Водопад ангела» (СТС, 20 июля, 0.55. США, 2006. Режиссер Дэвид Фон Энкен) — вестерн. Никакого водопада в картине нет и в помине — ее название обыгрывается ближе к финалу, когда она постепенно вырулила на рельсы философской притчи. А до того для зрителей загадка, почему это в 1868 году, сразу после гражданской войны в США, небольшой отряд наемных бойцов, возглавляемый бывшим полковником армии конфедератов Карвером (Лайам Нисон), преследует в Неваде экс-капитана армии северян Гидеона (Пирс Броснан). Действие развивается в духе классических вестернов — динамично и увлекательно, и совсем нестандартно.

К сожалению, куда меньше достоинств у «Школы негодяев» (СТС, 19 июля, 21.00. США, 2006). В 1960 году Роберт Хамер снял очень милую и очень британскую по духу комедию о том, как уже не молодой закомплексованный скромник, обезумев от собственной беспомощности (у него на глазах некий хмырь охмуряет девушку, в которую он влюблен), обратился к «специалисту», чтобы тот научил его, как себя вести в подобных ситуациях. В новой голливудской версии этой ленты Тодд Филлипс («Убойная парочка: Старски и Хатч») перекроил классический сюжет. Главный герой (Джон Хедер) стал юношей и обзавелся целой группой друзей по несчастью, вместе с которыми в «школе негодяев» осваивает всякие свинские приемчики поведения, которыми должен в совершенстве владеть каждый «настоящий мужчина». Есть в ремейке несколько удачных моментов, но до уровня оригинала он не дотягивает по всем статьям.

Геннадий Белостоцкий

Тип
Раздел

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»


смотрите также

Реклама