Русскому романсу — международная слава!

Праздник Международный День русского романса уже давно отмечается в последнюю субботу января каждого года. 7 лет назад родилась традиция проводить к празднику гала-концерт в Государственном Кремлевском Дворце. В 2018 году День романса получил признание ЮНЕСКО, а также поддержку телеканалов ОТР и «Русский мир».

Празднования ежегодно находят отклик не только в Москве, но и в различных уголках России и мира. В частности, в этом, 2019 году первой День русского романса отметила Македония. Там уже 23 января состоялся большой концерт в присутствии Посла России, Министра иностранных дел Республики Македония и представителя Европарламента в Македонии.

Эстафету подхватила Киргизия, где 25 января в Бишкеке состоялся концерт лауреатов и дипломантов Киргизской Романсиады. Кроме того, там же по инициативе Российского центра науки и культуры и Представительства Россотрудничества в Киргизской Республике началось неформальное празднование: на помощь искусству старинного романса пришли современные высокие технологии, и в поддержку празднования Дня русского романса был запущен флешмоб в Интернете. Каждый его участник мог через соцсети обратиться ко всем поклонникам жанра русского романса с поздравлениями, рассказать о празднике, спеть любимый романс. Надо сказать, что идею тут же поддержали российские звезды романса и их поклонники.

Но конечно же, центральное мероприятие празднований, по традиции — это большой концерт в Кремле непосредственно в День романса. 26 января 2019 года на кремлевской сцене выступили лучшие мастера романса и зарубежные гости. Кроме вокалистов в концерте участвовали два оркестра (ансамбль «Россия» им. Людмилы Зыкиной п/у Дмитрия Дмитриенко и Московский молодежный камерный оркестр п/у Валерия Вороны) и шоу-балет «Валери».

Бессменная ведущая «Романсиады» Галина Преображенская в этом году собрала певцов из 16 стран мира, все это победители конкурса разных лет в разных городах. Большинство стали лауреатами совсем недавно — в 2018 году на «Европейской Романсиаде» в Гамбурге, на «Средиземноморской Романсиаде» в Сан-Марино, на Балканской, Белорусской, Киргизской, Гатчинской и конечно, на самой главной «Романсиаде» в Москве. Приехали и победители предыдущих лет, чья творческая судьба сложилась по-разному: кто-то связал свой сценический путь именно с романсом, а кто-то строил карьеру в музыкальном театре, но любовь к романсу все равно сохранил.

Праздник открылся песней, которую композитор Михаил Машкауцан, автор популярных современных романсов, написал специально для этого дня.

Значительную часть концерта составили выступления молодых артистов, чьи первые успехи в романсовом искусстве, связаны, в основном, с исполнением широко известных романсов. Китайский тенор Цзян Жуань, сопрано Ева-Кристина Петаринен (Германия-Финляндия) и баритон Рудольф Овсепян из Армении отдали предпочтение классическому романсу. Анна Кучерявы из Молодовы, Мелинда Христова из Болгарии, Юлия Ступнянек-Каледиене из Литвы, Береке Енкебаева из Казахстана, Велько Радоичич из Сербии и Дарья Ловать из России остановили выбор на жанре салонного романса. А Магдалена Тодоровски (Македония) и Катаржина Кулаковска (полька, получившая звание лауреата на «Гомельской Романсиаде»), Мачей Клочинский (также Польша) и Галина Петкевич (Россия) проявили себя в исполнении лирической песни ретро.

Из этой группы наиболее запомнилось выступление эстонки Диа Мария Дали, аккомпанировавшей себе на своем народном струнном инструменте. Нежным хрустальным сопрано она спела сначала национальную лирическую песню, а затем прозвучал «Соловей» Алябьева. Это тоже своего рода традиция — в прошлые годы в Кремле другие сопрано компановали «Соловья» со своими похожими народными песнями.

Яркое впечатление оставила Евгения Крохина — гран-при этапа Романсиады в Белоруссии — не только профессиональным исполнением романса «Белой акации гроздья душистые», но и своей модельной красотой. Неудивительно, что именно к ней обратил свою серенаду другой белорус — солист мировой оперы Владимир Дмитрук (появившийся на сцене, к слову сказать, совершенно неожиданно, поскольку в программке его фамилии не было).

Отдельным пунктом шли люди, которые переводят русский романс на языки стран мира. Фили Арну популяризирует наш романс во Франции, пару ей в концерте составила опытная русская романсовая исполнительница Инна Разумихина, спевшая свою часть романса на французском языке (перевод Владимира Сергеева). Ли Ён Сон — бас из Южной Кореи исполнил большую часть романса «Только раз бывает в жизни встреча» с оригинальным русским текстом, а последний куплет — по-корейски (о заслугах этого человека в области популяризации нашей культуры мы уже писали в предыдущем репортаже из Кремля.

Противостояние Тимура Кожобекова из Киргизии и волгоградца Николая Землянских началось еще задолго до Кремлевского концерта, в декабре на финале «Романсиады-2018». Профессиональное жюри отдало победу Землянских, тогда как зрительское интернет-голосование поставило на первое место Кожобекова. Эффектная внешность Кожобекова, красная рубашка и цыганский романс «Дни за днями катятся» вызвали восторг зрителей и здесь. Однако академичный, на первый взгляд, Землянских выбрал нетривиальное эстрадное произведение — «Заклятье» Евгения Мартынова, и исполнил его так артистично, вокально выверено и эмоционально, что абсолютно доказал заслуженность своей победы. Как сказала, напутствуя молодежь, Галина Преображенская, «Романсиада — соревнование, а главное в соревновании не призы и награды, а творческий импульс», значит, мы еще увидим новые успехи этих певцов.

Приятно наблюдать, как стремительно растут романсиадцы прежних лет. Казалось бы, еще совсем недавно Эмиль Кадыров (Азербайджан) делал первые шаги на молодежном конкурсе, а сегодня он — певец высокого уровня, одинаково хорошо владеющий и романсовым, и эстрадным жанром, и профессионально аккомпанирует себе на гитаре. Ну а пару ему в Кремлевском концерте составила экспрессивная цыганская артистка Анжела Лекарева — тоже профессионал экстра-класса.

Ирина Крутова не стала исполнять популярные романсы, а решилась на рискованный шаг — премьеру авторского произведения композитора Златы Раздолиной на стихи Марины Цветаевой «У меня в Москве». Минималистическая мелодика с пониженной пятой ступенью, зацикленный гармонический квадрат и устрашающая оркестровка с колоколами, вероятно, должны были оказать свое воздействие на людей впечатлительных. Однако для подлинных любителей романса это оказалось, скорее, разочарованием и данью конъюнктуре. Музыковед Борис Асафьев считал, что «романс — прекрасная банальность», здесь была банальность, но не факт, что прекрасная.

От Петербурга, родного города Галины Преображенской, выступил дуэт мастеров — академическое сопрано Мария Людько и «романсист» Евгений Южин, они исполнили попурри из знаменитых старинных романсов. Зрителям напомнили, что 27 января отмечается 75-летие снятия Блокады Ленинграда, а 26 января — годовщина освобождения Гатчины, пригорода Санкт-Петербурга, где ежегодно проводится один из этапов «Романсиады».

Были великолепны и артисты оперетты Максим Катырев и Павел Иванов, и солист оперы из Узбекистана Рамиз Усманов. У романса в Кремле в этом году оказалось мужское лицо — самые лучшие номера принадлежали певцам, а не певицам. Кульминацией стал выход трех теноров из трех стран — Иванов, Дмитрук и Усманов. Русскую песню «Ах ты, душечка» они спели так, что именно после их номера Галина Преображенская сказала слова, которые, определенно, стоит услышать всем скептикам. «Сколько будет еще жить русский романс? Пока молодые приходят и романсовый мир расширяется — вечно, для тех, кто его достоин!» — вот прекрасное подведение итогов очередного цикла конкурсов и концертов «Романсиады» за год и девиз для будущих участников.

Но и на этом концерт еще не закончился, потому что есть еще одна традиция: в Кремле все романсиадцы, партнеры и зрители поют: «Друга я никогда не забуду, если с ним повстречался в Москве». Запевал на этот раз не заслуженный артист, а маленький мальчик, лауреат детской «Романсиады» — словно, в подтверждение слов хозяйки вечера о бесконечном будущем русского романсового искусства.

реклама

вам может быть интересно

Джордж Шолти: Perpetuum Mobile Классическая музыка

рекомендуем

смотрите также

Реклама