Кремлёвский романс

Мария Жилкина, 01.02.2018 в 13:30

27 января 2018 года в Большом зале Государственного Кремлевского Дворца прошел очередной ежегодный концерт из цикла: «Галина Преображенская представляет «Звезды «Романсиады» в Кремле». На главной сцене страны выступили победители «Романсиады» прошлых лет Владимир Дмитрук, Рамиз Усманов, Алексей Кудря, Сергей Волчков, Ирина Крутова и многие другие, а бок о бок с ними — совсем молодые певцы, нынешние финалисты XXI «Романсиады», завершившейся всего месяц назад, в декабре 2017 года.

Подобный концерт на сцене Кремлевского Дворца проводится уже в пятый раз, но впервые – в статусе уже официального праздника «Международный День русского романса». Такой праздник – в последнюю субботу января – поклонники этого жанра во всем мире неофициально празднуют уже 10 лет, устраивают праздничные концерты, флешмобы в интернете. Но теперь праздник занял свое место в официальном календаре, и будем надеяться, будет отмечаться еще более широко.

И еще одно «впервые» – 24 октября 2017 года «Романсиада» получила патронат Специализированного учреждение ООН по вопросам образования, науки и культуры международной организации ЮНЕСКО. К слову сказать, нынешняя глава ЮНЕСКО Ирина Бокова сама родом из Болгарии, а балканский этап «Романсиады» уже много лет является одним из самых ярких и дал много выдающихся лауреатов, в балканских странах живет много поклонников русского романса.

Возможно, в знак уважения к поддержке международной организации, концерт имел подзаголовок «Лучшие голоса мира», а большинство участников концерта были либо иностранцы – победители зарубежных этапов «Романсиады», либо российские певцы, после старта на российской «Романсиаде» покорившие сцену мировой оперы.

Многие привыкли считать романс скромным камерным жанром, предназначенным для исполнения в интимной атмосфере гостиной или небольшого зала, однако хозяйка вечера Галина Преображенская и режиссер Галина Симанович, доказали, что это не обязательно только так. Русский романс не менее прекрасен и в рамках блистательного шоу!

На создание грандиозного праздника работали два оркестра (Государственный академический русский народный ансамбль «Россия» имени Л. Г. Зыкиной под управлением Дмитрия Дмитриенко и Центральный пограничный ансамбль ФСБ России под управлением Андрея Капралова), шоу-балет «Валери», музыкальные номера сопровождались современным световым и видеопроекционным оформлением.

Но главные бриллианты – конечно, вокалисты. Сначала сцену заняли молодые певцы, ставшие лауреатами разных конкурсов созвездия «Романсиады» в 2017 году: Тилек Найманбаев (Киргизия), Калина Диханова (Болгария), Андрей Апанасов (Луганск), Гаяне Бабаджанян (Ставропольский край), Никита Иванов (Кельн), Севастьян Мартынюк (Красноярск), Игнат Изотов (Казань) и другие. Были представлены как традиционные исполнения романсов, так и весьма нетривиальные номера, а также неординарные исполнители.

Например, представительница Норвегии Рушана Брандангер поет романсы по-русски и одновременно играет на альте, а выступавший с ней в паре сербский певец Александр Тимотич – первый контратенор, ставший лауреатом «Романсиады». Победительница «Казахской Романсиады» Береке Енкебаева спела сразу два романса о соловьях – русский, Алябьева, и казахский. А аккомпанировал ей на флейте не больше, не меньше, как сам Алексей Кудря, московский лауреат «Романсиады-2001», ведь он, как известно, сначала учился музыке как флейтист.

Внук Эдуарда Хиля – тоже Эдуард Хиль из Питера – превосходно исполнил романс из дедушкиного репертуара. Южнокорейский певец Ли Ён Сон – обладатель не только награды «Романсиады», за его переводы Пушкина на корейский язык он был награжден медалью Пушкина, вручаемой российской дипломатической службой. И в целом, очень приятно, что все эти молодые люди, помимо вокального дара, обладают и глубокой внутренней культурой и неподдельным интересом к России.

Основную часть концерта построили по модному ныне принципу «музыкальных баттлов» – пары дуэлянтов составили не только сегодняшние молодые лауреаты, но и маститые исполнители романсов. Например, в одной из дуэлей сошлись Москва и Петербург: популярная московская исполнительница романсов Ирина Крутова и любимец петербуржцев Евгений Южин. А аккомпанировала им пианистка, блестящий импровизатор Оксана Петриченко, ставшая для многих романсиадцев не только надежной опорой на конкурсе, но не бросившая их и после него, активно участвующая в их нынешней концертной деятельности.

Красива была эпическая битва басов Султанбека Абдурахимова из Узбекистана и Алексея Красовского из Беларуси. Очень занятная, на мой взгляд, схватка произошла на ниве легкого эстрадного романса – русское поле взялись осваивать американец Карл Джеймс Далтон и польский певец Мачей Клочиньский, закончившие состязание дружеским совместным исполнением «Калинки».

Эстрадная звезда Сергей Волчков, победитель телешоу «Голос» спел романс Покрасса «Все что было» из репертуара Петра Лещенко и, словно в подтверждение международного статуса мероприятия, номер на итальянском языке – песню Э. Чиорелли «Non pensare a me» из репертуара Муслима Магомаева. Певца, остающегося одним из немногих последовательных пропагандистов академического стиля пения на российской эстраде, наградили шквалом аплодисментов и засыпали букетами поклонницы.

Однако все же кульминация, самая серьезная дуэль ждала нас в завершение концерта — между тенорами мирового класса Владимиром Дмитруком (Беларусь) и Рамизом Усмановым (Узбекистан). Буду субъективна: мои симпатии остались на стороне белорусского тенора, покорявшего петербуржцев на конкурсе Образцовой, москвичей на «Романсиаде-2012», и в «Ринальдо» Генделя на Новой сцене Большого, а также самого Пласидо Доминго на его «Опералии». Дмитрук превосходно исполнил номер из сарсуэлы П. Соросабаля «Хозяйка таверны» и безоговорочно лидировал в совместном исполнении вечного тенорового хита «Ах ты, душечка, красна девица».

А в финале во главе с петербургской певицей и педагогом Марией Людько все вместе, певцы и гости, спели «Друга я никогда не забуду, если с ним повстречался в Москве», словно анонсируя следующие встречи поклонников русского романса со всех уголков земного шара на этой же сцене.

Итак, праздник романса состоялся в самом блистательном созвездии певцов, его почтили вниманием многие известные общественные деятели. Теперь с Кремлевской сцены русский романс снова шагает в камерные залы, в повседневную концертную деятельность, в наш слушательский быт, домашнее музицирование. На прощание Галина Преображенская обратилась к зрителям: «Каждый раз, когда наступит следующий Международный День русского романса – последняя суббота января каждого года – вспомните об этом, спойте любимый романс или послушайте его…»

Но зачем же, как говорилось в незабвенном новогоднем фильме, ждать целый год? – добавлю я от себя, последуйте совету основательницы «Романсиады» уже сейчас! Пойте и слушайте русский романс, ходите на концерты всегда – тогда общая масса красоты, добра и музыкальной культуры в России и в мире будет неуклонно расти!

Автор фото — Дмитрий Розенбаум

Тип

рецензии

Раздел

классическая музыка

Персоналии

Алексей Кудря

Словарные статьи

романс

просмотры: 4229

реклама

вам может быть интересно

Иллюзия рождения музыки Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Тип

рецензии

Раздел

классическая музыка

Персоналии

Алексей Кудря

Словарные статьи

романс

просмотры: 4229