Мавр побеждает Франца и Жана Де Бриена

«Ballet Nice Méditerranée» в Парме

«Ballet Nice Méditerranée» в Парме

Парма и ее театр у абсолютного большинства любителей музыкального театра ассоциируются с оперой и особенно с одним из любимых композиторов всех времен и народов Джузеппе Верди. Но афиша пармского театра не пренебрегает и искусством Терпсихоры: программа фестиваля «ParmaDanza» регулярно собирает в элегантном зале «Реджо» любителей балета.

В текущем сезоне среди гостей театра «Реджо» была сама Светлана Захарова,

автору, к сожалению, не пришлось лицезреть приму Большого и «Ла Скала», а довелось посмотреть сборную программу, привезенную в Парму французской компанией «Ballet Nice Méditerranée», которой руководит некогда знаменитый танцовщик Эрик Ву-Ан. Формально труппа из Ниццы образована в 2009 году, но на самом деле ведет свое происхождение с далекого 1947 года. Первоначально балетный коллектив «обслуживал» оперные спектакли.

В Парму французские артисты привезли сборную программу, состоящую из двух дивертисментов: из третьего акта «Раймонды», заключительного из «Коппелии» и в качестве «интермеццо» между двумя классическими щедеврами — «Павану мавра» Хосе Лимона, давно ставшую классикой двадцатого века, но в Италии «вживую» показанную в первый раз.

Русскому балетоману, привыкшему к «Раймонде» в версии Юрия Григоровича или к реконструкции Сергея Вихарева, дивертисмент из последнего большого балета Петипа мог бы показаться странным. Что неудивительно:

Эрик Ву-Ан апеллировал к «Раймонде», во Франции известной в версии Рудольфа Нуреева,

которая до сих пор исполняется артистами Парижской Оперы.

«Раймонда»

Русская «Раймонда», «одетая» Симоном Вирсаладзе в синий или белый цвета, в ниццском варианте предстала в кроваво-красных тонах. Глубокого винного цвета были задник, изображающий драпировку и костюмы артистов.

Хореография последнего шедевра русского императорского балета требует безупречной технической подготовки и особой элегантности.

Франзцуские артисты не могли похвастаться ни тем, ни другим, не обошлось без досадного инцидента: в самом начале одна из девушек упала, да и в общем и целом кордебалет не отличался слаженностью. Прима-балерину Селин Марсинно лишь условно можно было удостоить этого почетного титула: артистке явно не хватало балеринского шика. Не отличался особой внешней красотой и технической доблестью ее кавалер, Гвидо Сарно в партии Жана де Бриена.

Зато «Павана мавра» вызвала у публики энтузиазм и заслужила горячие аплодисменты.

Итальянский любитель балета не избалован частым появлением на афише шедевра Лимона, в последний раз ее можно было увидеть в исполнении артистов «Limon Dance Company».

«Павана мавра»

«Павана мавра» на музыку Генри Пёрселла рассказывает историю Отелло. Небольшой балет создан в 1949 году для квартета танцовщиков, персонажи которых не носят имена героев шекспиpовской трагедии, а называются «Мавр», «Жена Мавра», «Друг» и «Жена друга».

Эрик Ву-Ан лидировал в целом удачном квартете, явив Мавра величественного, раздираемого любовью и ненавистью, трогательной доверчивостью и глубоким отчаянием. Подстать Мавру был Друг в интерпетации Андреса Хераса Фрутоса: ловкий манипулятор и жестокий завистник с некрасивым, но «приличным» лицом. Две дамы, та же Селин Марсинно (Жена Мавра) и Паула Акоста Карли (Жена Друга; в дивертисменте из «Коппелии» она вышла в партии Сванильды) произвели более скромное впечатление.

Вечная сказка и вечный праздник, «Коппелия»:

не нужно быть балетоманом, чтобы узнать веселый балет о том, как легкомысленный Франц влюбился в автомат, презрев на время неоспоримые достоинства невесты во плоти и крови! «Коппелию» легко узнать по костюмам и по часто простенькой декорации.

Заключительный дивертисмент этой «великой балетной комедии», по выражению Баланчина, к началу которого балетоманы в девятнадцатом веке съезжались в театр, до сих пор пленяющий воистину неотразимой, подлинно балетной музыкой Делиба, предстал в хореографии художественного руководителя «Ballet Nice» и в декорациях и костюмах, выполненными в ателье Парижской Оперы по оригинальным эскизам.

«Коппелия»

Некоторых танцев недосчитались, что вызвало ощущение досады.

Не обошлось и без «инцидента», как в «Раймонде», в самом начале у одной из артисток кордебалета, развязались ленты на пуанте, и девушка была вынуждена убежать за кулисы: многие зрители с улыбкой наблюдали, как она вновь завязывала ленты, юбка торчала из-за кулис!

Впрочем, все эти обстоятельства не слишком омрачили в общем приятное впечатление. Кордебалет компании из Ниццы предстал в дивертисменте из «Коппелли» более слаженным, а Паула Акоста Карли и Алессио Пассикуиндичи вполне корректно протанцевали адажио Франца и Сванильды, не отличившись особым обаянием и не заворожив техническим блеском.

Для финала артисты из Ниццы приберегли симпатичную находку.

За дверцей нарисованного домика, в котором проживала таинственная незнакомка, скрывался весьма приятный сюрприз: по окончании дивертисмента из «Коппелии» милая девушка постучала в дверь домика и оттуда элегантной походной вышел... догадайтесь! Автор признается, что никогда бы не догадалась. Вышел сам Эрик Ву-Ан, немало не утративший красивой фигуры, сверкающей улыбки и неотразимого обаяния.

Хотя претензий к качеству выступления труппы из Ниццы были многочисленны и разнообразны, вечер удался, и аплодисменты были громкие и искренние.

реклама

вам может быть интересно

Моцарт, и несть ему конца Классическая музыка

рекомендуем

смотрите также

Реклама