У Анджея Вайды — юбилей

02.03.2006 в 21:05

Анджей Вайда

6 марта выдающемуся режиссеру польского и мирового кино Анджею Вайде исполняется 80 лет.

В этот день канал «Культура» покажет, пожалуй, самый «чеховский» и, может быть, самый прекрасный его фильм — психологическую драму «Барышни из Вилько» («Культура», 6 марта, 20.20. Польша, 1979. В ролях: Даниэль Ольбрыхский, Анна Сенюк, Кристин Паскаль, Майя Коморовска, Станислава Целиньска, Кристина Захватович). Экранизируя одну из самых известных новелл польского классика Ярослава Ивашкевича, написанную в Италии в 1932 году, Вайда вместе со своим персонажем Виктором Рубеном (Даниэль Ольбрыхский) пытается совершить путешествие в прошлое. Самое интересное в фильме — это то, что в нем, как отмечал сам режиссер, «возникает особый мир ценностей. Как будто мы обнаруживаем в себе что-то давнее, что-то из детства, нечто лучшее и более прекрасное». Спустя 15 лет после внезапного отъезда Виктор возвращается в провинциальный Вилько, где прошла его юность. В окрестностях Вилько, в усадьбе, где жили пятеро сестер, он испытал самые светлые, самые счастливые мгновения своей жизни. У него сейчас трудные дни. Внезапно умер его друг, и он чувствует, что смерть подбирается и к нему. Он бесконечно устал, нравственно опустошен, ему хочется забыться, найти покой, обрести почву под ногами. Но, увы, не тот теперь Вилько, и сестры уже не те. Юльча (Анна Сенюк) света божьего не видит за семейными заботами. И эмансипированная Йоля (Майя Коморовска), выйдя замуж, не чувствует себя счастливой — как, впрочем, и Зося (Станислава Целиньска) и Казя (Кристина Захватович). А Феля, которую он любил больше всех, оказывается, умерла сразу после его отъезда, и об обстоятельствах ее смерти никто ничего не говорит. Завязывая роман с Йолей — никчемный, не нужный ни ему, ни ей, он не замечает, как это ранит юную Туню (Кристин Паскаль) — самую младшую из сестер...

Если в «Барышнях из Вилько» любимый актер Вайды Даниэль Ольбрыхский играет рефлектирующего интеллигента, то в «Земле обетованной» («Культура», 11 марта, 22.20. Польша, 1974. В ролях: Даниэль Ольбрыхский, Войцех Пшоняк, Анджей Северин, Анна Нехребецка, Калина Ендрусик, Анджей Шалявский, Франтишек Печка), удостоенной множества наград, в том числе Главной премии Московского фестиваля и номинации на «Оскара», его герой — молодой честолюбивый выпускник коммерческого училища польский шляхтич Кароль Боровецкий. На заре капитализма в Польше вместе с не менее честолюбивыми еврейским биржевым маклером Морицом Вельтом (Войцех Пшоняк) и немецким коммерсантом Максом Баумом (Анджей Северин) он решает построить самую крупную в городе ткацкую фабрику. И компаньоны включились в безудержную, всепоглощающую, не признающую никаких нравственных ограничений погоню за деньгами. По жанру это историческая социальная драма. В ее основу лег одноименный роман нобелевского лауреата Владыслава Реймонта. Вместе с тем это не просто экранизация. «Любое обращение к исторической теме должно как-то соотноситься с современностью, — подчеркивал режиссер. — Это фильм о Лодзи XIX века, о потрясениях, которые переживал этот город, о его парадоксах, абсурдах, о том котле, который там когда-то кипел».

Совсем другим предстает перед нами Вайда в «Хронике любовных происшествий» («Культура», 10 марта, 22.00. Польша, 1986. В ролях: Паулина Млынарска, Петр Вавжиньчак, Бернадетта Махала, Дариуш Добковский) — тонким, лиричным, романтически настроенным. Действие происходит летом 1939 года. Фильм статичен, событий как таковых почти нет — все построено на полутонах. Внимание режиссера сосредоточено на переживаниях Витека. Только что окончивший школу, он готовится к вступительным экзаменам в университет. Однако больше занимает его не учеба, а ровесница Алина... И контрапунктом этой непритязательной истории в восприятии зрителей постепенно вырисовывается зловещий силуэт приближающейся Второй мировой войны. И уж в совсем условной, поэтической манере снята «Свадьба» («Культура», 12 марта, 23.25. Польша, 1973. В ролях: Марек Вальчевский, Иза Ольшевска, Эва Зентэк, Даниэль Ольбрыхский, Эмилия Краковска, Казимеж Опалиньский, Хэнрык Боровский), отмеченная «Серебряной раковиной» на МКФ в Сан-Себастьяне и рядом других наград. Столь темпераментное и экспрессивное кино Вайда не снимал ни до того, ни после. Оттолкнувшись от одноименной классической пьесы Станислава Выспяньского о деревенской свадьбе поэта из Кракова и простой крестьянки на рубеже XIX — XX века, он создал настоящий калейдоскоп веселья, красочную феерию из музыки и танцев. И в этой феерии не воспринимаются как нечто чужеродное внезапно возникающие видения реальных исторических персонажей. Это не просто поэтическое и зрелищное кино — это еще и фильм-диспут о польском национальном характере, о прошлом и будущем Польши.

К сожалению, о юбилее Анджея Вайды на других каналах забыли, но в качестве некоторой компенсации можно засчитать показ ряда фильмов, которые вошли в сокровищницу мирового киноискусства. Особое внимание стоит обратить на историко-приключенческую драму «Лоуренс Аравийский» («Первый канал», 6 марта, 1.20. Великобритания, 1962. Режиссер Дэвид Лин. В ролях: Питер О’Тул, Омар Шариф, Энтони Куинн, Алек Гиннес, Хосе Феррер, Энтони Куэйл). Это своего рода экранизация книги «Семь столпов мудрости», автор которой Томас Эдвард Лоуренс — личность легендарная и противоречивая — создал образ как бы своего двойника — бескорыстного идеалиста, обуреваемого мечтой завоевать свободу арабам. Итак, 1916 год. Британская разведка поддерживает восстание арабов против Турции — союзницы Германии в Первой мировой войне. Молодому 29-летнему лейтенанту Лоуренсу (Питер О’Тул) поручено выяснить, насколько выгодно Англии это восстание. Тот устанавливает контакт с принцем Фейсалом (Алек Гиннес), главой повстанцев. И вот он вместе с предоставленным принцем отрядом из полусотни всадников отправляется в пустыню навстречу опасным приключениям и испытаниям... Картина примечательна в первую очередь выдающейся актерской работой Питера О’Тула (это его первая большая роль и самая значительная) и была удостоена многих престижных наград, в том числе семи «Оскаров»: за фильм, режиссуру, операторскую работу (Фред Янг), музыку, монтаж и художественное оформление, «Золотых глобусов» за лучший драматический фильм и режиссуру.

Глубокой ночью нам покажут и фильм классика американского кино Джона Форда «Рио-Гранде» («Первый канал», 11 марта, 3.30. США, 1950). «Король вестернов» Джон Уэйн, сыгравший у того же Форда в знаменитом «Дилижансе» и в ряде других картин, здесь занят в роли крутого подполковника Кирби Йорка, несущего службу в маленьком отдаленном форте на Рио-Гранде. В его подчинение прибывает единственный и горячо любимый сын Джефф (Клод Джармэн-мл.) — выгнанный из престижного военного училища, он полон желания доказать отцу, что чего-то стоит. Отец же дает понять сыну, что ни в чем поблажек ему не будет. Юношу взяли под свою опеку веселые сорвиголовы Тайри (Бен Джонсон) и Бун (Хэрри Кэрри-мл.) Вскоре в форт приезжает жена Кирби (Морин О’Хара), с которой он расстался. Дама настроена весьма решительно: она хочет добиться ухода сына из армии и вернуть любовь мужа... В этой ленте есть все, что мы любим в старых добрых голливудских вестернах, — легкость и непринужденность действия, мужественные и благородные герои, впечатляюще сыгранные отличными актерами.

До сих пор не потеряла своей легкости и озорной непринужденности «черная» комедия «Мышьяк и старое кружево» (НТВ, 6 марта, 3.30. США, 1944. Режиссер Фрэнк Капра), живо высмеивающая и пародирующая все и вся в жанре «очень страшного кино». Это экранизация нашумевшего бродвейского спектакля по одноименной пьесе Джозефа Кессельринга (примечательно, что фильм три года «лежал на полке», пока спектакль не был закрыт), причем довольно «театральная» экранизация. Действие происходит в интерьерах дома (в декорациях спектакля), где живут две очень милые старушки (Джозефина Халл и Джин Эдэр) вместе с чокнутым племянником Тэдди (Джон Александер), возомнившим себя президентом США. Другой их племянник, театральный критик Мортимер Брюстер (Кэри Грант), только-только женившийся на Хелен (Присцилла Лэйн) — симпатичной, но глуповатой дочери пастора, отправляясь в свадебное путешествие, решил навестить тетушек и... был сражен, случайно обнаружив в сундуке тело неизвестного мужчины. Подумав, что это дело рук Тэдди, казавшегося до сих пор безобидным, он позвал на помощь психиатров. Но тут милые старушки признались, что, желая «дать престарелым людям покой», они угощают своих гостей вином с ядом, а затем Тэдди закапывает их трупы в подвале дома с трогательным соблюдением траурных церемоний. Вдобавок ко всему в доме появляется еще один племянник — скрывающийся от правосудия преступник. Прекрасная драматургия, выверенная режиссура, запоминающиеся актерские работы сделали картину заметным событием в истории американского кино.

Событием стал и комедийный триллер «Шарада» («Культура», 8 марта, 22.30. США, 1963). Стэнли Донен, прославленный мастер мюзиклов («Поющий под дождем»), сделал почти идеальную по своим вкусовым качествам «развлекаловку», удивительно изящно смешав коктейль из секса, триллера и комедии по рецептам великого Хичкока («К северу через северо-запад»). Здесь одну из лучших своих ролей сыграла Одри Хепберн. Однажды Реджи, ее героиня, узнала, что ее муж-зануда вовсе не тот человек, за которого себя выдавал. На самом деле он — международный преступник, ранее работавший на ЦРУ, а затем кинувший американское правительство на очень крупную сумму. Мужа убили его бывшие сообщники, так и не узнав, где спрятаны деньги. Полагая, что в этом деле замешана Реджи, на нее устроили настоящую охоту агент ЦРУ (Уолтер Мэттоу), подельник мужа (Джеймс Коберн) и другие злодеи. А помогает ей благородный герой (Кэри Грант), шармом и всеми своими повадками напоминающий Джеймса Бонда...

В отличие от «Шарады» комедию прославленного Жана Ренуара «Будю, спасенный из воды» («Культура», 10 марта, 11.00. Франция, 1932. В ролях: Мишель Симон, Марсель Энья, Северин Лершинска, Жан Жере, Макс Дальбан) к сугубо развлекательной продукции никак нельзя отнести — это самый «бунюэлевский» из фильмов Ренуара. И очень поучительная история про бродягу Будю (Мишель Симон), который, пытаясь покончить жизнь самоубийством, прыгнул в Сену с Моста искусств — одна из лучших, кстати, сцен в фильме. Попытка не удалась — бродягу спас книготорговец Лестэнгуа и привел к себе домой. Лестэнгуа взялся за воспитание Будю, чувствуя к нему особое расположение, подарил ему один из лотерейных билетов, которые приобрел для себя. Тот, однако, оказался плохим и неблагодарным учеником... Мы не знаем, почему Будю решил утопиться. Вполне возможно, что он и сам не знал почему... А мудрый режиссер иронизирует даже по этому поводу — и вообще все в фильме пронизано лукавой иронией. Как отмечал выдающийся французский критик и историк кино Андре Базен, «очарование „Будю“ — в прославлении вульгарности. Это цивилизованная и неторопливая лепка образа из самой откровенной похотливости. Это великолепно непристойный фильм. Все, что может сделать актер в фильме, делает в „Будю“ Мишель Симон».

Геннадий Белостоцкий

Тип

статьи

Раздел

культура

просмотры: 254

реклама

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Тип

статьи

Раздел

культура

просмотры: 254