Божий дар и яичница

II Международный конкурс юных вокалистов Елены Образцовой

10.07.2008 в 21:46

Времена и нравы не стоят на месте. Вот и вокальное искусство на наших глазах переживает грандиозный тектонический сдвиг — оно неуклонно молодеет. И если раньше считалось, что голос окончательно созревает лишь к тридцати, а в «молодых певцах» можно было ходить чуть ли не до сорока, то уже сегодняшние 30-летние готовы посыпать голову пеплом и колоть ботекс в прямом и переносном смысле. Акселерация и психология досрочного результата приводят к тому, что начинающие певцы не могут сдать ЕГЭ, но поют «почти как взрослые» (нередко с легкой руки педагогов). Если так пойдет и дальше, то безжалостный оперный конвейер очень скоро может потребовать жертв в виде достоверных 15-летних Баттерфляй и Саломей — спрос и предложение сольются в экстазе.

У Елены Образцовой, прочно утвердившейся на культурной ниве Петербурга, уже есть свой именной конкурс для «взрослых» вокалистов, раскрученный и престижный. В 2006-м у него появился младший брат — «детский» конкурс, который в этом году прошел во второй раз. И было это в Концертном зале Музея-квартиры А.С.Пушкина на Мойке, 12. В настоящее время конкурс проходит в два тура и по трем возрастным категориям (9 — 11, 12 — 14, 15 — 17 лет). Причем без предварительного отбора (участвовать могли все, кто хотел, и их было больше, чем на каком-либо взрослом конкурсе). Репертуарные условия таковы. Младшая группа пела в I туре народную песню и произведение по выбору, во II туре — песню из мультфильма или кинофильма и зарубежное произведение XIX века. Средняя группа начинала с произведения по выбору и барочной вещи, а заканчивала двумя романсами, русским и зарубежным. У старшей группы (выпускники музыкальных школ и первые курсы музучилищ) в I туре также было барочное произведение и ария из оперы, во II туре программу по ходу дела сократили, и из подготовленной программы (русская ария, зарубежный и русский романс) каждый мог петь на выбор две.

В конкурсе приняли участие юные вокалисты из всех регионов нашей необъятной, как говорили раньше, родины. Но даже в столь нежном возрасте многие из детских голосов, не выдержав непосильной эксплуатации и преждевременно тяжелого, «взрослого» репертуара, уже загублены, многие звучат устало и стерто, как у ветеранов вокального цеха, с подсипом и песком, некоторые дети поют не своими голосами, а похвально копируют несвежий тембр и возрастную манеру собственных преподавателей. Слушать 10-летних ребятишек, неестественно басящих, немыслимо раздувающих грудной тембр, или 15-летних подростков, которым в силу физиологии еще рано претендовать на кровавый драматический репертуар и «взрослое» вибрато, — и смешно, и горько.

Напомним, что критериями оценки на любом вокальном конкурсе являются следующие позиции (по мере значимости): качество голоса, музыкальность, техническая оснащенность, владение стилями и языками, уровень и адекватность репертуара, общая одаренность. Объявляя итоги, Елена Образцова призналась, что жюри пребывает в глубокой печали по поводу тотального несовершенства всех перечисленных выше компонентов вокальной профессии.

Итак, одна из главных стратегических ошибок — репертуар. Общеизвестно, что слишком тяжелый репертуар ведет к потере природных качеств голоса. Именно за преждевременные амбиции и непосильный репертуар были наказаны жюри многие из наиболее одаренных и продвинутых участников старшей группы и вместо премий довольствовались лишь дипломами (это прежде всего фаворитка негласного слушательского жюри крупная во всех отношениях, колоритная Александра Кабанова из Череповца, осмелившаяся в свои 17 претендовать на Джоконду, сочное лирическое сопрано Пелагея Куриная из Москвы с ее молодой да ранней Сервилией, артистичная виртуозка из Харькова Анастасия Хмельницкая с убойными колоратурными ариями из «Королевы фей» Пёрселла и «Гугенотов» Мейербера и многообещающий 16-летний тенор из Ревды Андрей Андреев, вступивший в ментально неравный бой с арией Ленского). Жаль. Но, с другой стороны, в этом стремлении к раннему профессиональному взрослению и проявилась тенденция. На что Елена Образцова, сама будучи ранней, весьма к месту припомнила мудрый афоризм своего педагога Антонины Григорьевой: «Не расковыривайте бутончик — не будет розы». Иными словами, всему свое время, не торопитесь бежать впереди паровоза — настоящий профессиональный рост идет не семимильными скачками, но маленькими шажками.

Пожалуй, ярче всех свой божий дар на конкурсе выразили мальчики-дисканты из приволжских городов: прежде всего Нариман Сахабиев из Казани (Первая премия, педагог Венера Федотова), Константин Скляров из Астрахани (Вторая премия, педагог Лариса Чурсина), Рустэм Еникеев из Уфы (Третья премия, педагог Любовь Буторина), а также Лев Сапрыгин из Новосибирска, Роман Березкин из Екатеринбурга (оба — Третья премия) и Артур Гарифьянов из Уфы (диплом, педагог Любовь Буторина). Больше других девочек в младшей группе запомнилась прелестная, светлая, изящная 11-летняя Асмик Мирзаханян из Краснодара (педагог Любовь Чусова), у нее Третья премия.

Среди главных конкурсных откровений — две певицы из средней возрастной группы. Это строгая и стильная Анна Эль-Хашем из Петербурга (Вторая премия; педагог Екатерина Беляева) — вокальный инструмент и интеллектуальные свойства 12-летней артистки великолепно приспособлены для исполнения музыки барокко и Моцарта. А когда 14-летняя Зоя Петрова из Щелкова пела (нет, хочется сказать проживала) романс Свиридова «Осенью», от ее пронзительной духовной силы и неправдоподобно раннего мастерства бежало электричество по затылку, и наворачивались слезы — Первая премия юной певицы и ее педагога Ларисы Абрамовой более чем заслуженна.

Не вызывают сомнения первые премии и в старшей группе, хотя индивидуальности и харизмы у их обладателей не в пример меньше: это 16-летняя Александра Дорошева из Нижнего Тагила (педагог Лидия Власова) и 15-летняя Евгения Ширинянц из Москвы (педагог Нелли Балюк). К беллиниевской Джульетте в исполнении ярко выглядящей и убедительно существующей в образе Ширинянц не придраться — за исключением того, что все это несколько стерильно и пока не очень интересно тембрально и по-человечески. У юношей в старшей группе на пьедестале почета лидировали ладно поющие баритоны: Ваагн Багдасарян (Третья премия; педагог в Колледже имени Гнесиных Ольга Дементьева) и Александр Ермошин из Екатеринбурга (Вторая премия; педагог Надежда Кутенева).

Много премий, много лауреатов, всех поименовать невозможно, и в заключение я бы упомянул еще запомнившихся лично мне в старшей группе: два лирических сопрано Александра Ивченко из Московской области (педагог Татьяна Байкова) и Мария Трифонова из Нижневартовска (педагог Марина Пузина), а также два меццо (весьма контральтовые для столь свежих лет) — Екатерина Гаврилова из Петербурга (педагог Маргарита Валиулина) и Евгения Кузнецова из Москвы (педагог Елена Околышева).

Гран-при по справедливости жюри решило не присуждать и было право. Такого феерического открытия, каким стала на первом конкурсе Юлия Лежнева, на сей раз не случилось.

Андрей Хрипин

реклама

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Тип

рецензии

Раздел

опера

Театры и фестивали

Конкурс оперных певцов Елены Образцовой

Персоналии

Елена Образцова

просмотры: 630



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть