Божий дар и яичница

II Международный конкурс юных вокалистов Елены Образцовой

Времена и нравы не стоят на месте. Вот и вокальное искусство на наших глазах переживает грандиозный тектонический сдвиг — оно неуклонно молодеет. И если раньше считалось, что голос окончательно созревает лишь к тридцати, а в «молодых певцах» можно было ходить чуть ли не до сорока, то уже сегодняшние 30-летние готовы посыпать голову пеплом и колоть ботекс в прямом и переносном смысле. Акселерация и психология досрочного результата приводят к тому, что начинающие певцы не могут сдать ЕГЭ, но поют «почти как взрослые» (нередко с легкой руки педагогов). Если так пойдет и дальше, то безжалостный оперный конвейер очень скоро может потребовать жертв в виде достоверных 15-летних Баттерфляй и Саломей — спрос и предложение сольются в экстазе.

У Елены Образцовой, прочно утвердившейся на культурной ниве Петербурга, уже есть свой именной конкурс для «взрослых» вокалистов, раскрученный и престижный. В 2006-м у него появился младший брат — «детский» конкурс, который в этом году прошел во второй раз. И было это в Концертном зале Музея-квартиры А.С.Пушкина на Мойке, 12. В настоящее время конкурс проходит в два тура и по трем возрастным категориям (9 — 11, 12 — 14, 15 — 17 лет). Причем без предварительного отбора (участвовать могли все, кто хотел, и их было больше, чем на каком-либо взрослом конкурсе). Репертуарные условия таковы. Младшая группа пела в I туре народную песню и произведение по выбору, во II туре — песню из мультфильма или кинофильма и зарубежное произведение XIX века. Средняя группа начинала с произведения по выбору и барочной вещи, а заканчивала двумя романсами, русским и зарубежным. У старшей группы (выпускники музыкальных школ и первые курсы музучилищ) в I туре также было барочное произведение и ария из оперы, во II туре программу по ходу дела сократили, и из подготовленной программы (русская ария, зарубежный и русский романс) каждый мог петь на выбор две.

В конкурсе приняли участие юные вокалисты из всех регионов нашей необъятной, как говорили раньше, родины. Но даже в столь нежном возрасте многие из детских голосов, не выдержав непосильной эксплуатации и преждевременно тяжелого, «взрослого» репертуара, уже загублены, многие звучат устало и стерто, как у ветеранов вокального цеха, с подсипом и песком, некоторые дети поют не своими голосами, а похвально копируют несвежий тембр и возрастную манеру собственных преподавателей. Слушать 10-летних ребятишек, неестественно басящих, немыслимо раздувающих грудной тембр, или 15-летних подростков, которым в силу физиологии еще рано претендовать на кровавый драматический репертуар и «взрослое» вибрато, — и смешно, и горько.

Напомним, что критериями оценки на любом вокальном конкурсе являются следующие позиции (по мере значимости): качество голоса, музыкальность, техническая оснащенность, владение стилями и языками, уровень и адекватность репертуара, общая одаренность. Объявляя итоги, Елена Образцова призналась, что жюри пребывает в глубокой печали по поводу тотального несовершенства всех перечисленных выше компонентов вокальной профессии.

Итак, одна из главных стратегических ошибок — репертуар. Общеизвестно, что слишком тяжелый репертуар ведет к потере природных качеств голоса. Именно за преждевременные амбиции и непосильный репертуар были наказаны жюри многие из наиболее одаренных и продвинутых участников старшей группы и вместо премий довольствовались лишь дипломами (это прежде всего фаворитка негласного слушательского жюри крупная во всех отношениях, колоритная Александра Кабанова из Череповца, осмелившаяся в свои 17 претендовать на Джоконду, сочное лирическое сопрано Пелагея Куриная из Москвы с ее молодой да ранней Сервилией, артистичная виртуозка из Харькова Анастасия Хмельницкая с убойными колоратурными ариями из «Королевы фей» Пёрселла и «Гугенотов» Мейербера и многообещающий 16-летний тенор из Ревды Андрей Андреев, вступивший в ментально неравный бой с арией Ленского). Жаль. Но, с другой стороны, в этом стремлении к раннему профессиональному взрослению и проявилась тенденция. На что Елена Образцова, сама будучи ранней, весьма к месту припомнила мудрый афоризм своего педагога Антонины Григорьевой: «Не расковыривайте бутончик — не будет розы». Иными словами, всему свое время, не торопитесь бежать впереди паровоза — настоящий профессиональный рост идет не семимильными скачками, но маленькими шажками.

Пожалуй, ярче всех свой божий дар на конкурсе выразили мальчики-дисканты из приволжских городов: прежде всего Нариман Сахабиев из Казани (Первая премия, педагог Венера Федотова), Константин Скляров из Астрахани (Вторая премия, педагог Лариса Чурсина), Рустэм Еникеев из Уфы (Третья премия, педагог Любовь Буторина), а также Лев Сапрыгин из Новосибирска, Роман Березкин из Екатеринбурга (оба — Третья премия) и Артур Гарифьянов из Уфы (диплом, педагог Любовь Буторина). Больше других девочек в младшей группе запомнилась прелестная, светлая, изящная 11-летняя Асмик Мирзаханян из Краснодара (педагог Любовь Чусова), у нее Третья премия.

Среди главных конкурсных откровений — две певицы из средней возрастной группы. Это строгая и стильная Анна Эль-Хашем из Петербурга (Вторая премия; педагог Екатерина Беляева) — вокальный инструмент и интеллектуальные свойства 12-летней артистки великолепно приспособлены для исполнения музыки барокко и Моцарта. А когда 14-летняя Зоя Петрова из Щелкова пела (нет, хочется сказать проживала) романс Свиридова «Осенью», от ее пронзительной духовной силы и неправдоподобно раннего мастерства бежало электричество по затылку, и наворачивались слезы — Первая премия юной певицы и ее педагога Ларисы Абрамовой более чем заслуженна.

Не вызывают сомнения первые премии и в старшей группе, хотя индивидуальности и харизмы у их обладателей не в пример меньше: это 16-летняя Александра Дорошева из Нижнего Тагила (педагог Лидия Власова) и 15-летняя Евгения Ширинянц из Москвы (педагог Нелли Балюк). К беллиниевской Джульетте в исполнении ярко выглядящей и убедительно существующей в образе Ширинянц не придраться — за исключением того, что все это несколько стерильно и пока не очень интересно тембрально и по-человечески. У юношей в старшей группе на пьедестале почета лидировали ладно поющие баритоны: Ваагн Багдасарян (Третья премия; педагог в Колледже имени Гнесиных Ольга Дементьева) и Александр Ермошин из Екатеринбурга (Вторая премия; педагог Надежда Кутенева).

Много премий, много лауреатов, всех поименовать невозможно, и в заключение я бы упомянул еще запомнившихся лично мне в старшей группе: два лирических сопрано Александра Ивченко из Московской области (педагог Татьяна Байкова) и Мария Трифонова из Нижневартовска (педагог Марина Пузина), а также два меццо (весьма контральтовые для столь свежих лет) — Екатерина Гаврилова из Петербурга (педагог Маргарита Валиулина) и Евгения Кузнецова из Москвы (педагог Елена Околышева).

Гран-при по справедливости жюри решило не присуждать и было право. Такого феерического открытия, каким стала на первом конкурсе Юлия Лежнева, на сей раз не случилось.

Андрей Хрипин

реклама

вам может быть интересно

Эпоха Мариса Янсонса Классическая музыка