|

Чисто британская аккуратность

Основанный в 1979 году, «London Chamber Players» прочно сохраняет статус одного из лучших камерных оркестров не только Великобритании, но и всего мира. Московскую программу открыла небольшая 10-я симфония Моцарта G-dur. Ранние симфонии Моцарта — в стиле рококо — писались, как известно, под влиянием Иоганна Кристиана Баха (так называемого «лондонского» или «миланского» Баха — одного из сыновей великого композитора). Это скорее лирические сюиты или танцевальные дивертисменты — напевные, легкие, прозрачные. Музыка простая, даже наивная; что-то от атмосферы будущей «Классической симфонии» Прокофьева. Именно так и звучит симфония у англичан: простодушно.

Затем последовал раритет: фортепианный концерт для трех исполнителей в авторской версии для дуэта пианистов. Дуэт — российский. Это давно уже сыгранная блистательная пара: Николай Петров/Александр Гиндин. Играют легко, хрупко, вдохновенно. Пассажи журчат, как весенние ручейки. Мелодические гирлянды, изящные узоры, росчерки, орнаменты... Ювелирная работа!

Вообще, основной плюс оркестра — чисто британская аккуратность. Никаких излишеств в исполнении. Идеально выверенный баланс звучания в каждом номере программы. Прекрасные струнники, высоко профессиональные духовики, звучание как бы выутюженное, отшлифованное, никаких шероховатостей. Правильные темпы. Молодой дирижер Дэвид Мёрфи чем-то напоминает капельмейстеров эпохи барокко — ими часто бывали тогда первые скрипачи оркестра. Он не диктатор, не «давит» на музыкантов, ничего им не навязывает, но уверенно ведет за собой. Мануальная техника выразительна и пластична, но не чрезмерна, а, скорее, скромна, особенно удаются Мёрфи моменты «снятия» звука. Оркестр дисциплинирован, штриховая культура на высоком уровне, но при этом сохраняется ощущение внутренней свободы, даже некоторой импровизационности. Коньком оркестра являются партитуры рококо и раннего классицизма. Но в репертуаре лондонцев есть и чисто романтические композиции (Струнная серенада Элгара), и то, что в начале ХХ века относили к «модерну» (ранний Шёнберг, Рихард Штраус).

Одно из таких ранних сочинений Шёнберга прозвучало в концерте. Струнный секстет «Verklarte Nacht» обычно переводится как «Просветленная ночь». Хотя точнее было бы — «преображающая» или «просветляющая». «Verklarte Nacht» — вне сомнения, главный «гастрольный акцент» лондонцев. Это одно из наиболее ранних сочинений композитора, написано было на исходе XIX века, в 1899 году. Шёнберг стоял тогда на перепутье между Вагнером и Брамсом. До радикальных переворотов было еще далеко: первые атональные опусы появятся через десять лет, додекафонные — через двадцать. А тогда это был классический поздний романтизм. Музыка добропорядочно тональная и даже не слишком хроматически обостренная. По форме это произведение напоминает симфонические поэмы Листа или камерные произведения Брамса.

Так повелось, что играют эту получасовую поэму чаще всего не секстетом, а большим составом. В «London Chamber Players» было 16 исполнителей. Само исполнение было стильным, с перфекционистской точностью в передаче настроения и авторского замысла.

Аркадий Петров

Одно из самых главных событий в жизни любого человека — свадьба. Создать неповторимое торжество, которое запомнится на всю жизнь, поможет свадебное агентство MarryMe — одно из лучших агентств Москвы. Вы достойны самого лучшего!

реклама