Раньше он был веселее

«Царь» Павла Лунгина

«Царь» Павла Лунгина

Павел Лунгин после фильма «Остров» стал у нас едва ли не самым главным кинорежиссером. Вокруг этой картины не утихают споры. Пожалуй, ни один фильм в последние годы не охватил столь широкие слои населения. Лунгин теперь стал чуть ли не гуру, чуть ли не общественным деятелем. К его слову прислушиваются особо. Его приглашают даже сопровождать патриарха на некоторых мероприятиях. На один из фестивалей с религиозным уклоном он просто приехал в свите Алексия II.

Будучи человеком трезвым и здравомыслящим, Павел Семенович говорит теперь, что подобные вещи если и случаются в жизни кинорежиссера, то лишь однажды, имея в виду небывалый успех «Острова». Однако духовные поиски не остались и в дальнейшем вне зоны его творческих интересов. А может быть, и не только творческих. Как-то в разговоре Виктор Сухоруков, исполнивший в «Острове» одну из главных ролей, на наш вопрос о том, как такое могло случиться, что безбожник, коим многие считают Лунгина, подступился к темам духовного искания, ответил, что не такой он и безбожник, Лунгин, скорее наоборот. Есть тому множество подтверждений. Лунгин — вообще непредсказуемый человек.

Не так давно в санкт-петербургском издательстве «Амфора», которое в содружестве с журналом «Сеанс» выпускает книги из серии «Библиотека кинодраматурга», вышел сборник его сценариев, где, помимо собственно сценариев «Непобедимый», «Такси-блюз», «Свадьба» и других, опубликованы интервью Лунгина, данные им в разные годы. Они разбивают отобранные к печати сценарии на периоды: «До «Такси-блюза», «Мои девяностые» и «Нулевые», то есть сегодняшние, что звучит впечатляюще и исчерпывающе. Читать все это очень интересно, как и предисловие, написанное Юрием Арабовым. Именно его, арабовский, ученик Дмитрий Соболев создал сценарий «Острова» и в одночасье стал знаменит. Арабов попытался проанализировать путь Лунгина и определил его режиссерский тип как раблезианский. Имея в виду, что есть еще режиссеры-аскеты и есть просто «никакие». Во время работы над фильмом по гоголевским «Мертвым душам» Лунгин, конечно же, как и положено режиссеру, выстраивал мизансцены, правил сценарий, написанный Арабовым, и крепко спал в кресле, курил сигары, пил виски, но дело при этом каким-то удивительным образом шло. Читая эти строки, лично я вспомнила некоторые яркие эпизоды, связанные с Лунгиным, которые довелось наблюдать лично. К примеру, как в Баку Лунгин аппетитно ел хаш в гостях у своего друга Рустама Ибрагимбекова. Или как однажды ходил в Выборге во время кинофестиваля «Окно в Европу» с купленной там же корзиной, наполненной ягодами. Предлагал их отведать всем своим знакомым, встречавшимся на пути, а их было не один и не два. И так ему шло это лукошко. Он с аппетитом живет, сочно. И даже печаль его светла.

Юрий Арабов, размышляя о Лунгине, написал, что не знает того, что будет с Лунгиным дальше, учитывая неожиданный опыт «Острова», казалось бы, совсем не лунгинский, не раблезианский. Наверное, он весь в той фразе, которую однажды бросил в Риме, когда таксист провез его мимо нужной улицы: «Эта улица была четыре евро назад». Отлично сказано, по-лунгински.

Один из тостов Павла Семеновича, зафиксированный в описываемой нами книге, звучит так: «Смысл и прелесть жизни в неглавном». В первом и раннем интервью, вошедшем в сборник, Лунгин рассказывает о том, что любил, когда его узнавали официанты, а однажды даже притащили для него незапланированный стол. В тот момент, а дело было в ресторане Дома кино, он понял, что жизнь прожита не зря. Читая теперь свои высказывания двадцатилетней давности, Лунгин признался, что ему неприятен тот человек на бумаге. Тот, которым он был когда-то. Теперь он говорит, что замысел фильма больше не рождается из окружающей его жизни. Слишком уж она поменялась, изменился и он. 90-е любил, поскольку они отвечали собственной внутренней бесформенности. Сегодня, по словам Лунгина, ни одна девушка не будет считать, что ты достоин любви, потому что читаешь Мандельштама. Теперь Мандельштам — отнюдь не пропуск в некое пространство, как было когда-то. «Раньше я был веселее» — этими словами Лунгина завершается сборник.

Недавно он закончил съемки фильма «Иван Грозный и митрополит Филипп» («Царь»). То есть то, что было затронуто в «Острове», нашло продолжение. В роли грозного царя снялся Петр Мамонов, с которым была и совместная работа в «Такси-блюз», и в «Острове». В образе митрополита Филиппа увидим мы Олега Янковского. Подобной роли у него еще не было, и это может быть очень интересно, тем более в таком дуэте. К тому же человек этот, митрополит, не только Богу молился, вел аскетический образ жизни, но был и разнообразно одарен талантами. Обычно мы так воспринимаем людей возрожденческого типа, творящих в сфере искусства и изобретательства. Он не только строил храмы, но управлялся с кирпичным заводом, с хлебопекарней.

Съемки проходили в Суздале. Лунгин не стремился к буквальному воспроизведению событий прошлого. Работал эмоционально, сталкивая главных героев лбами по важнейшим вопросам жизни человеческого духа. На одну из ролей приглашен и Иван Охлобыстин, ныне не столько актер и сценарист, сколько служитель церкви, не чуждающийся, однако, многих мирских мероприятий, принимающий участие в ток-шоу, вообще человек публичный и без сомнения яркий. Наверняка его опыт новой жизни в лоне церкви был полезен Лунгину в процессе работы.

Команду собрали мощную. Достаточно сказать, что приглашен знаменитый американский оператор Том Стерн, в послужном списке которого совместная работа с Клинтом Иствудом над картинами «Письма с Иводзимы», недавней «Подменой» (премьера последнего Каннского кинофестиваля), а также фильм «Малышка на миллион». «Остров» Лунгин снимал с Андреем Жегаловым, прекрасным нашим оператором, получившим массу призов за свою великолепную работу посмертно. Он ушел из жизни в расцвете сил, очевидно, организм не выдержал напряжения. Работал Жегалов много, а работа у операторов сложнейшая, приходится стоять на ногах и в дождь, и в снег в самых разных и порой нечеловеческих условиях. И теперь наверняка работали все на пределе сил, несмотря на так называемое раблезианство главного лица этого проекта.

Светлана Игорева

Тип
Раздел

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»


смотрите также

Реклама