Моцарт в джинсах

В КЗЧ выступила «Камерата Зальцбург»

Концерт камерного оркестра «Камерата Зальцбург» стал первой кульминацией организованного Московской филармонией музыкального фестиваля, приуроченного к 250-летию со дня рождения Моцарта. Приезд в Россию всемирно известных земляков композитора, славящихся лучшими интерпретациями музыки классика, воспринимался как особенно знаковое событие: в юбилейный месяц юбилейного года этот коллектив востребован как никогда, и организаторы были вправе гордиться тем, что Москве удалось заполучить мировых фаворитов именно сейчас. Правда, отечественным меломанам не достался нынешний главный дирижер «Камераты» — Сэр Роджер Норрингтон. Вместо него с ансамблем в качестве дирижера и солиста выступил австрийский пианист Стефан Владар.

Тон вечеру задала причудливая российская природа, ошарашившая неожиданными холодами. В связи с отменами авиарейсов «Камерата» прилетела непосредственно к концерту. Багаж музыкантов задержался, поэтому часть исполнителей была вынуждена выйти на сцену не в концертных костюмах, а в повседневной одежде: джинсах, походных пиджаках и, если говорить о дамах, мало похожих на концертные, платьях.

Это забавное обстоятельство, как ни странно, гармонировало с музыкальным стилем ансамбля. В избранных сочинениях (разумеется, Моцарта) «Камерата» чувствовала себя так естественно, непринужденно и свободно, словно эта музыка для них — не академическая высота, заслуживающая трепетного пиетета, а не лишенная приятности и удовольствия часть жизни, в которой музыкантам так же уютно и комфортно, как в тех самых джинсах и пиджаках. В этом лишенном пафосности настрое профессионалов, пожалуй, и проявилось незримое присутствие маэстро Норрингтона — чудака и эксцентрика.

«Камерата Зальцбург» не играла на жильных струнах и натуральных валторнах, но в том, что она представила в своем роде аутентичного Моцарта, сомнений не оставалось. При добротности, качественном звучании и отличной сыгранности в игре оркестра присутствовала еще и особая безыскусность, выдающая стремление очистить шедевры от временных стилевых наслоений и представить их в том виде, в каком их задумал автор.

Оркестр начал вечер с практически неизвестной столичным меломанам Интерлюдии из музыки к героической драме Т.Ф.фон Геблера «Тамос — царь Египетский». Это сочинение, сыгранное то ли в образовательных целях, то ли с мыслью продемонстрировать возможности оркестрантов без скидок на знакомые мелодии, оказалось единственным белым пятном в ряду популярных моцартовских «хитов».

Продолжил вечер Концерт № 21 для фортепиано с оркестром, в котором солировавший Стефан Владар видел себя в большей степени дирижером, чем солистом. Уделяя внимание оттенкам и деталям оркестровой фактуры, в сольных фрагментах он был однообразен и ровен, словно пытался доказать, что рояль — вовсе не «король инструментов», а всего лишь одна из составляющих оркестра. Возможно, в этом присутствовал некий «аутентичный замысел», ибо во времена Моцарта рояли еще не были столь совершенны, как в наши дни. С самого начала отказавшись от соревновательности, Владар предложил слушателям насладиться искусством ансамбля. И за этот благородный поступок публика простила пианисту несыгранные пассажи, наспех закамуфлированные неряшливой педалью.

Второе отделение состояло из одного сочинения — 40-й симфонии, исполненной, что называется, с ветерком. В самой популярной и слишком часто играемой симфонии появилась некоторая схематичность и торопливость, объяснявшаяся, видимо, усталостью не успевших акклиматизироваться музыкантов. Резво отыграв шедевр, «Камерата Зальцбург» благосклонно приняла аплодисменты и, не поддавшись на уговоры поклонников, удалилась со сцены без бисов — получать свой багаж.

Ирина Чишковская

Нечего слушать в машине? Музыкальные хиты и новинки на uznav.su можно скачать бесплатно и без регистрации. На сайте также доступны альбомы 80-х и 90-х в формате mp3.

реклама

вам может быть интересно

Медитация по Иоанну Классическая музыка