Ветреный маэстро

Александр Лазарев выбрал «Новую Россию»

Дирижер Александр Лазарев, несмотря на свои солидные заслуги, имеет имидж этакого лукавого ветреника. Не раз шутил он: зачем связывать себя узами лишь с одним оркестром, если можно оказывать внимание многим сразу? Впрочем, маэстро все же бывал связан обязательствами. С Большим театром ли, в который его молодым определили «сверху», а через 22 года так же «сверху» и «попросили»; или с Королевским национальным оркестром Шотландии, с которым он официально расстался в прошлом году, хотя и не перестает наведываться время от времени. Хотя Лазарев москвич и утверждает, что при первой же возможности спешит домой, его концерты на Родине по-прежнему можно пересчитать по пальцам. Россиянам же, осознающим, как все неидеально у нас обстоит с дирижерами, остается лишь мечтать, чтобы этот блестящий кавалер не оставлял своим интересом отечественных красавиц. Вот на сей раз приглянулась маэстро «Новая Россия», которую он выбрал из предложенных ему Московской филармонией оркестров, во-первых, за молодость и, во-вторых, потому что не знавал ее прежде.

Не могу себе представить, чтобы «Новая Россия» не трепетала от общения с Лазаревым. Да, с этим коллективом не так давно выступали Владимир Ашкенази, Валерий Гергиев, Саулюс Сондецкис, Леош Сваровский и многие другие известные мастера. Но в целом этот оркестр не избалован дирижерами топ-класса. Для художественного руководителя «Новой России» Юрия Башмета, да не осердится он за такое допущение, симфоническое дирижирование вряд ли является приоритетным направлением деятельности и основным призванием. Значительную часть программ берет на себя второй дирижер оркестра Евгений Бушков, которого, несмотря на инициативность и трудолюбие, знатоки и меломаны, вероятно, пока не готовы ввести в гипотетический рейтинг 10 лучших дирижеров столицы. Лазарев, между тем, в таковую десятку влетел бы непринужденно, да еще, не исключено, взобрался бы на самый верх.

Отменный оперный дирижер, Лазарев обладает ярким, образным мышлением, которое помогает ему создавать колоритные, отчетливые интерпретации и симфонической музыки. Богатая фантазия позволяет ему как бы дорисовывать даже средненькие полотна, превращая их в шедевры. Его мощная энергетика способна воспламенить потухшие взгляды оркестрантов и заставить их вспомнить о потаенных резервах и закопанных в недрах последних пультов талантах. Здравый смысл дирижера не дает искажать смысл музыкальный, заложенный композитором. А склонность к четкости и скрупулезность маэстро помогают успешно собирать вместе с музыкантами самый сложный, предельно дробный партитурный пазл. На концерте, о котором идет речь, все именно так и было. Да любой оркестр на сцене расцветет, если его на предшествующих репетициях любовно и искусно пестовать. Для «Новой России» дирижер предложил и любопытную программу (на первый взгляд, не особо примечательную, но, как оказалось, выигрышную) из незатертых произведений сверхпопулярных композиторов. Оба сочинения маэстро связал с историями, в которых не обошлось без дам.

В случае с Первой сюитой Чайковского — якобы без жены композитора Антонины Ивановны Милюковой. Изумившись предположению, что эта фемина могла вообще когда-либо являться для Чайковского музой, напомню, однако, что композитор начал Сюиту почти через год и завершил через два после разрыва с Милюковой. В письмах к Н.Ф. фон Мекк он подробно рассказывает о создании Сюиты и также испрашивает позволения посвятить это произведение, как и Четвертую симфонию, «своему лучшему другу» — ей. Далее Надежда Филаретовна и Петр Ильич называют это сочинение не иначе, как «наша сюита». Так что тут вроде бы и адресат, и контекст иной. Но в отношении Первой симфонии Рахманинова, звучавшей во втором отделении, маэстро не ошибся. Напомнил о нежной привязанности Рахманинова к цыганке Анне Лодыженской, томящейся с нелюбимым мужем-кутилой; о неслучайном библейском эпиграфе «Мне отмщение, и аз воздам», позаимствованном Рахманиновым из «Анны Карениной» Толстого... Никакого цыганского надрыва Лазарев, разумеется, не изображал, но теме рока отдал должное. Симфония, да с молодыми музыкантами, вышла именно такой, какой ей надлежит быть, — свежей, трепетной, динамичной. Так, наверное, исполнял ее друзьям на рояле и сам 22-летний автор — с толком и с душою, еще не раздавленной глазуновским безразличием.

В Сюите Чайковского в большей мере, чем в симфонии Рахманинова, обнажились текущие слабости «Новой России» — нестабильность валторн (и недостаточная плотность звучания всей группы) и ударных, холодноватые и порой боязливые соло деревянных духовых, общая, выражаясь закулисным сленгом, нехватка «мяса». Но общий результат концерта оказался очень высоким и развеял сомнения, что и Первая сюита Чайковского, и Первая симфония Рахманинова не случайно оказались в филармоническом абонементе «Шедевры русской симфонической музыки». Публика никак не желала отпускать маэстро и оркестр и даже кричала бис, хотя более отзывчивые музыканты соглашаются на презент даже просто от аплодисментов. Но бисов не было — маэстро словно спешил уже любить других. В этот момент и слушатели, и оркестранты, купаясь в овациях, наверняка думали об одном и том же: «Маэстро, остались бы вы с нами...» Но где искать ту музу, ради которой даже такой ветреник, как Лазарев, взял бы и остался?

Татьяна Давыдова

Профессиональные и качественные бухгалтерские услуги в Санкт Петербурге можно получить не выезжая из дома. Для этого достаточно лишь позвонить или набрать адрес в любом браузере.

реклама