Пустить пыль и тронуть сердце

«Любите ли вы виолончель так же, как люблю ее я?» — этот вопрос Александр Князев всякий раз задает своему слушателю, испытывая его то невероятным циклом «все виолончельные сюиты Баха в один вечер», то обрушивая на него каскад романтических концертов. Среди современных музыкантов он олицетворяет тип романтика-одиночки, который стремится увлечь слушателя только лишь силой своего темперамента и профессионализма. Этому образу Александр Князев остался верен и на концерте, состоявшемся 14 марта в Большом зале Московской консерватории, где он выступил вместе со скрипачом Дмитрием Махтиным и Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии, которым дирижировал Александр Сладковский.

Выбор программы не был интригующим: концерты Р.Шумана и А.Дворжака давно входят в золотой виолончельный репертуар. Долю остроты внес концерт для скрипки и виолончели с оркестром И.Брамса, исполняемый сравнительно редко. Ни один из этих авторов не считал виолончель своей любимицей, однако они немало сделали для того, чтобы она стала полноправным сольным инструментом: Шуман был первым из романтиков, кто удостоил ее своего внимания, Брамс решил поэкспериментировать с тембрами и соединил в одном произведении два соперничающих струнных инструмента, причем преимущество явно осталось за виолончелью, а Дворжак заставил ее продемонстрировать все свои выразительные возможности и быть то мягкой и певучей, то страстной и блестящей.

Современники Шумана и Брамса считали, что хороший исполнитель должен уметь не только «пустить пыль в глаза», но и «тронуть сердце» слушателя. А.Князев попытался справиться с двумя этими задачами. Тембр его виолончели, в низком регистре очень похожий на органный, не мог не запомниться. Легкость, с которой музыкант преодолевал технически сложные места, рельефность его фразировки — тоже. Однако сама роль, которую он выбрал для себя в этот вечер, — роль некоего «сверхчеловека» — оказалась несколько одноплановой. С его темпераментом не смогли состязаться ни оркестр, ни второй солист, Дмитрий Махтин. Они все время должны были подчиняться его воле, как року, который толкает и толкает вперед. И может быть, поэтому слушателя не оставляло ощущение того, что на сцене постоянно происходит напряженная борьба, тогда как хотелось услышать хоть немного нежности.

реклама

вам может быть интересно

Смешение жанров Классическая музыка

рекомендуем

смотрите также

Реклама