Сказка на двоих

Николай Петров и Александр Гиндин сыграли свою «Золушку»

Фортепианный дуэт, который составили маститый мэтр отечественного музыкального искусства Николай Петров и сравнительно молодой, но уже известный и любимый публикой пианист Александр Гиндин, давно перестал восприниматься как некое экспериментальное соединение. За несколько лет, прошедших с первого выхода на сцену, ансамбль окончательно сложился в гармоничное целое. Он совершенно не мешает участникам существовать в ипостаси солистов, однако добавляет к имиджу каждого дополнительную краску.

Действительно, фортепианные дуэты на отечественной эстраде — все еще достаточно редкое явление. А уж таких, которые собирались бы не на один проект, а выступали постоянно, готовили новые программы, пополняли репертуар сложнейшими транскрипциями, сыграть которые по силам только серьезным профессионалам (взять хотя бы ту же «Весну священную» Стравинского), и записывали диски, — и вовсе один.

Надо отдать должное музыкантам: при максимальной занятости и плотном гастрольном графике они находят время на многочасовые репетиции, что всегда слышно даже «невооруженным ухом» — расхождений и несогласованности на любом уровне в их совместной игре не найдешь. В минувшие годы дуэтом были сыграны практически все наиболее популярные хиты для двух роялей. Настало время эксклюзивов, поданных под соусом красивых идей. Одну из таковых и предложили пианисты на прошедшем концерте в Большом зале консерватории.

В первом отделении были сыграны «Вариации на тему Гайдна» Брамса и «Вариации на тему Бетховена» Сен-Санса. Во втором центральным сочинением стала сюита из прокофьевского балета «Золушка» для двух фортепиано, созданная Михаилом Плетневым, а предварила ее сюита, в которую вальсы Шуберта объединил Сергей Прокофьев.

Вероятно, без «Золушки» в программе оба цикла вариаций и вальсы прозвучали бы более выигрышно, однако развернуться темпераменту и артистизму в них было просто негде (особенно в Брамсе), да и незачем. Поэтому оба музыканта демонстрировали слаженность и сдержанное чувство стиля, не показывая до поры всех потенциальных возможностей дуэта. В полной мере таковые были раскрыты в сюите.

Автором транскрипции выступил пианист, дирижер и композитор Михаил Плетнев. В его собственной карьере это сочинение сыграло довольно-таки заметную роль. За диск, в который вошла сюита, сыгранная вместе с Мартой Аргерих, он был удостоен премии «Грэмми» в номинации «Лучшее исполнение камерной музыки». Критики отметили также и композиторский талант Плетнева, чья попытка сделать из музыки балета 35-минутный концентрат без помощи оркестра, а лишь средствами двух роялей, оказалась более чем успешной: единообразие тембра ничуть не обеднило прокофьевские темы, скорее наоборот — их пианистическая природа была выведена самым выгодным образом на первый план. Драматургический расчет оказался также верен: ни одной длинноты, равно как и искусственности соединения номеров, слушатель, даже хорошо знакомый со всей партитурой, обнаружить бы не смог.

«Сказка на двоих», сыгранная Николаем Петровым и Александром Гиндиным, обладала всеми достоинствами, задуманными в ней обоими авторами — цельная и яркая, она стремительно достигла финала и, разумеется, оставила небольшое сожаление — от невозможности тут же повториться еще раз. Впрочем, пианисты оказались щедрыми «сказочниками» и подарили слушателям несколько своих коронных бисов.

Елена Чишковская

реклама