«Романсиада» спасает романс

В десятый раз Международный конкурс молодых исполнителей русского романса, пройдя региональными отборочными тропами по России и ближнему зарубежью, традиционно завершился финальным туром и заключительным концертом в Москве в Колонном зале Дома союзов.

Нынешний юбилейный конкурс, безусловно, нашел талантливых исполнителей, возможно, не столь харизматичных, как хотелось бы, но все же обладающих какой-то своей неповторимой изюминкой (экзотический шарм кореянки Илоны Тэн или сентиментальная флегматичность Пьеро вкупе с нежным лирическим баритоном у Виталия Мачунского из Кишинева). Отрадно уже то, что эти молодые стремятся не только быстро и легко заработать, сделать имя и бизнес, но и постигнуть что-то большое и высшее, продвинуться в направлении от внешнего к внутреннему.

Подавляющее большинство в финале составляли певцы академической школы, студенты консерваторий и солисты оперных театров. На их фоне естественным образом выделялось яркое актерское пение «девушки с характером» Майи Балашовой из Нижнего Новгорода (выпускница местной консерватории по специальности «народное пение»), чей стиль, с одной стороны, неуловимо напоминает о шансоне Изабеллы Юрьевой, а с другой — достаточно самостоятелен и современен. Запоминается ее русский сценический образ — толстая коса вокруг головы, узорчатая шаль на плечах. После «юрьевских» романсов «Нищая» и «Помни обо мне» аплодисменты зала никак не хотели заканчиваться — и жюри было полностью согласно с публикой, присудив певице первую премию.

Первой премии среди мужчин удостоился солист Екатеринбургского оперного театра, бас Михаил Коробейников, лучше других выученный, наиболее зрелый артистически и вокально, что отражалось уже в самом подборе репертуара. А кого-то неадекватно, не по размеру выбранный репертуар как раз подвел. Кто-то, вероятно, больше впечатляет в опере и других жанрах, нежели в романсе (во всяком случае, пленявшая в дипломном спектакле РАТИ «Мнимая садовница» владением тайны, как петь и играть Моцарта, Анастасия Белукова на романсовой ниве выглядела мелковато, а хорошего тенора Евгения Балданова, которого знаем по конкурсам оперного направления, здесь было не узнать — ни голоса особого, ни темперамента). К самым запомнившимся страницам конкурса относится и искусство пианиста-аккомпаниатора Виктора Фридмана — он так играет, что с ним хочется петь!

Неприсужденного на сей раз Гран-при воистину было достойно наипредставительнейшее жюри, в котором блистали Тамара Синявская, Нани Брегвадзе, Зинаида Кириенко, Светлана Варгузова, Николай Сличенко, Александр Ведерников, Сергей Захаров, Аристарх Ливанов, замечательный свердловский профессор пения Николай Голышев и другие знаменитые в своих городах и республиках оперные солисты, такие, как Нелли Довгалева из Саратова или Наталья Руднева из Минска. И Николай Басков, вручивший самому молодому конкурсанту Михаилу Гущенко свой именной денежный приз. Кстати, примечательно: в отличие от других конкурсов факт, что в жюри сидели педагоги многих участников, нисколько не помешал справедливому исходу «Романсиады».

От пения чудной Нани и пламенного Сличенко и сегодня мурашки бегут по коже. А если бы запели все члены жюри! Так почему бы перед финальным туром «Романсиады» не проводить такой показательный концерт? Лучший мастер-класс для молодых, царский подарок для слушателей.

Андрей Хрипин

реклама

вам может быть интересно