Приглашает ТВ3

Как это ни странно, самым мощным по кинопоказу на обозреваемой неделе стал скромный дециметровый канал ТВ3, а не богатейшие и люто конкурирующие между собой федеральные каналы. И что примечательно, нашлись на нем средства не только на качественное зарубежное кино, но и на телепремьеру отечественной артхаусной драмы «Рагин» (ТВ3, 24 января, 21.00. Россия — Австрия, 2004. Режиссер Кирилл Серебренников. В ролях: Алексей Гуськов, Агриппина Стеклова, Александр Галибин, Дмитрий Муляр, Зоя Буряк, Виталий Хаев, Джулиан Вайнгенд), которую мало кто видел, но о которой многие слышали. Слышали в основном из-за публичной перебранки, которую устроили известный театральный режиссер Кирилл Серебренников (это его дебют в большом кино) и известный актер Алексей Гуськов — исполнитель главной роли, а по совместительству и продюсер.

Гуськов настаивал, чтобы это было зрительское кино, близкое букве и духу чеховского оригинала (в основу постановки лег знаменитый рассказ «Палата № 6»), упрекал режиссера за «выпендривание», «элитарные» амбиции. Серебренников в свою очередь не мог примириться с тем, что ему «выкручивают руки», говорил, что продюсер добивается, чтобы каждый кадр кричал: ах, какой замечательный актер Гуськов! Победила сила в лице продюсера — режиссерская версия была перемонтирована. Но даже в таком виде чувствуется, что режиссер искренне старался расширить возможности киноязыка, реализовать то, что не позволяла условность театра. И вместе с тем чувство меры порой ему изменяет, по-настоящему войти в чеховский мир ему не удалось. Как бы там ни было, «Рагин» неплохо прозвучал на ряде фестивалей, в том числе в Карловых Варах, где Алексей Гуськов получил приз за лучшую мужскую роль. Действие происходит в начале ХХ века в провинциальном российском городке, где доктор Рагин служит главным врачом. Он немолод, одинок и по вечерам любит читать. Однажды ему попадается любопытный медицинский отчет: модный психиатр Гиммельсдорф демонстрирует метод лечения психоза. Картины происходящего в венской клинике встают перед глазами русского доктора. Рагин решает применить невероятные методы Гиммельсдорфа в своей больнице. Он все чаще бывает в палате № 6 для душевнобольных, вступает в разговоры с сумасшедшими. Очень скоро знакомые и коллеги решают, что «доктор чокнулся»...

Отличным подарком для поклонников Эмира Кустурицы станет показ его раннего фильма «Помнишь ли ты Долли Белл?» (ТВ3, 26 января, 0.00. Югославия, 1981. В ролях: Славко Штимац, Слободан Алигрудич, Лиляна Благоевич), удостоенного на Венецианском фестивале «Золотого Льва» за лучший дебют и премии ФИПРЕССИ. Это лирическая драма о проблемах боснийской молодежи, жившей в родном городе режиссера — Сараеве — в 50-х годах, о первом знакомстве с зарождающейся тогда поп-культурой, о первой любви. Мальчишка из Сараева (его играет Славко Штимац, который много лет спустя исполнил у Кустурицы в «Жизни как чудо» роль Луки) пытается гипнозом приблизить царствие коммунизма, покорить взрослую девушку со сценическим псевдонимом Долли Белл (предприимчивый брат заставляет ее заниматься стриптизом и проституцией) или хотя бы воздействовать своим биополем на обычного кролика... Картина автобиографична и совершенно не похожа на шедевры зрелого Кустурицы («Андеграунд» («Подполье»), «Время цыган», «Черная кошка, белый кот»), она проста, реалистична в обыденном значении этого слова и потому относительно проста для восприятия. В ней с трудом можно найти черты характерного для Кустурицы фантасмагорического кинематографического мышления.

Неменьший резонанс в киноманском мире вызвала картина Тома Тыквера «Беги, Лола, беги» (ТВ3, 22 января, 21.30. Германия, 1999. В ролях: Франка Потенте, Мориц Бляйбтрой, Герберт Кнауп). По форме эта удивительно свежая, новаторская, чрезвычайно динамичная, безжалостно энергетичная картина представляет собой три версии развития одной и той же драматической интриги. Простой берлинский парень работал курьером у крутого бандита. И однажды он потерял сумку, в которой были 100 тысяч «хозяйских» денег. В отчаянии парень позвонил любимой девушке Лоле и сказал, что через 20 минут идет грабить банк — это, мол, единственный шанс спасти свою жизнь. Лола поняла, что у нее есть всего 20 минут на то, чтобы помочь Мэнни, и выбежала из дома... При бюджете в 2 миллиона долларов «Лола» принесла 14 миллионов прибыли, побив в Германии все кассовые рекорды, триумфально прошла по экранам Европы, была удостоена 8 национальных кинопремий и вызвала дружный восторг мировой кинокритики. Популярный журнал «Премьер» вынес в шапку крупной публикации о фильме слова: «Молодежный хит № 1 из Германии доказывает, что понятия „модное“ и „умное“ вполне совместимы».

Мэтр французского кино Патрис Леконт («Месье Ир», «Вдова с острова Сан-Пьер», «Девушка на мосту»), сняв криминальную драму «Человек с поезда» (ТВ3, 23 января, 21.00. Франция — Германия — Великобритания, 2002. В ролях: Жан Рошфор, Джонни Холлидей), вновь порадовал и вновь неожиданной работой с прекрасным актерским дуэтом, смешными диалогами. Он сконструировал экзистенциальную ситуацию. В аптеке пустынного городка встречаются два незнакомца: загадочный крутой парень (Холлидей) и вышедший на пенсию учитель поэзии (Рошфор), романтик в душе, человек мягкий и бесхарактерный. Через три дня первый вместе с дружками должен ограбить местный банк, а второго ждет операция на сердце. Эти три дня они проведут вместе. И выяснится, что при всех различиях у них много общего. Оказывается, старый учитель не запирает калитку — надеется, что кто-нибудь забредет к нему на огонек, а незнакомец готов спрыгнуть с набравшего скорость поезда, лишь бы догнать мимолетного знакомого... Получился бесконечно грустный фильм об одиночестве, об извечной потребности человека облегчить душу, найти тепло и участие. Картина была отмечена призом зрительских симпатий на Венецианском фестивале.

Заслуживает внимания и комедия «После работы» (ТВ3, 23 января, 19.00. США, 1985. В ролях: Гриффин Данн, Розанна Аркетт, Чич Мэрин, Линда Фиорентино, Дик Миллер, Джон Херд) — едва ли не самый смешной фильм очень серьезного режиссера Мартина Скорсезе. В нем речь идет о злоключениях робкого программиста Пола Хеккета (Гриффин Данн), который имел нулевой опыт общения с девушками, считал себя недостойным их внимания, и потому был сражен, когда как-то после работы к нему в кафе подошла незнакомая красавица и после короткого разговора вдруг предложила навестить подругу-скульпторшу. И затем на нашего героя навалился такой ворох кошмарных неприятностей, случайных совпадений и всевозможных нелепостей, что остается только удивляться, что он остался жив и не сошел с ума. Любопытно, что основой сценария стала очередная учебная работа студента кинофакультета Колумбийского университета Джозефа Миниона, которая Скорсезе показалась крайне интересной. Он испытывал большой душевный подъем, работая над фильмом, буквально фонтанировал идеями, доводил исполнителя главной роли до изнеможения (в частности, не давал ему спать), чтобы тот лучше вошел в образ. И как следствие — приз за режиссуру на Каннском фестивале.

Из того, что нам покажут другие каналы, стоит выделить телепремьеру «Волшебной страны» («Первый канал», 25 января, 0.30. Великобритания — США, 2004. Режиссер Марк Форстер. В ролях: Джонни Депп, Кейт Уинслет, Джули Кристи, Дастин Хоффман). Эта лента, как и «Авиатор», была одним из фаворитов борьбы за «Оскара-2004», получив семь номинаций, в том числе за фильм, главную мужскую роль (Джонни Депп) и сценарную адаптацию (Дэвид Мэджи), но стала одним из главных неудачников — лучшей была признана лишь музыка. Есть в картине некоторая слащавость, излишняя сентиментальность, но есть и завораживающая сказочность, удивительная легкость, трогательная доброта, что делает ее идеальной для семейного просмотра.

Геннадий Белостоцкий

реклама