Микеланджело с дирижёрской палочкой

Владимир Спиваков — в память о Евгении Светланове

В Театральном зале ММДМ в сезоне 2006/07 года проходит уникальный цикл абонементных концертов — «Искусство Евгения Светланова. Видеоантология» при поддержке Благотворительного фонда «Наша культура и наследие». Президент ММДМ Владимир Спиваков поддержал предложение вдовы мастера Н.Николаевой-Светлановой провести показы видеозаписей Светланова. Их существует огромное количество, к их созданию мэтр относился чрезвычайно ответственно, и вызволить их из «заточения» — несомненно, важное культурное дело. Для данного цикла были взяты все три симфонии Рахманинова плюс «Симфонические танцы», которые иногда называют его «Четвертой симфонией». А для вступительного слова перед каждым концертом были привлечены известнейшие имена: Родион Щедрин, Николай Петров, Александра Пахмутова и сам Владимир Спиваков.

Спиваков свой декабрьский вечер построил из трех отделений: вступительное слово, «Детский альбом» П.Чайковского (в оркестровой обработке — своей и В.Мильмана) в живом исполнении «Виртуозами Москвы» с его дирижированием и видеозапись Первой симфонии Рахманинова в исполнении Госоркестра под управлением Светланова.

«Детский альбом» в такой контекст попал вовсе не случайно. Оркестрованный остроумно и ярко (к струнным добавлены две валторны, два гобоя и ударные), он в свое время привел в совершеннейший восторг Светланова. Ставший хитом на гастролях по России, в Москве полный «Детский альбом» еще относится к разряду премьер. Видеопоказ же светлановской Первой симфонии Рахманинова вернул из небытия всю мощь и волю этого русского «Микеланджело» среди дирижеров.

Развернутое вступительное слово Спивакова о Светланове — воспоминание-размышление с чтением стихов Галича, Вознесенского, строк Цветаевой, артистически исполненное при почти погашенном свете в зале. Удивительно, как гармонично переплелись судьбы этих совершенно полярных музыкальных натур. Еще молодым скрипачом Спиваков выступал со Светлановым на Урале. И удивился, насколько тщательно тот репетирует, — будто в Москве. «Володя, маленьких концертов не должно быть в твоей жизни», — напутствовал мэтр.

Любопытный случай забросил молодого Спивакова в Италию играть со Светлановым в период «железного занавеса». Для освобождения Спивакова от службы в десантных войсках к Т.Хренникову пришли ходатаи — просить о содействии. Композитор предложил выучить скрипачу его новый Концерт для скрипки. Игрой Спивакова глава Союза композиторов СССР остался очень доволен и назначил его поехать на гастроли в названную капстрану, взявшись уладить вопрос с армией. Во время же гастролей в Швеции, где Спиваков под управлением Светланова играл Концерт для скрипки П.Чайковского, после чего оркестр исполнял Вторую симфонию С.Рахманинова, Евгений Федорович вдруг позвал солиста к себе посреди ночи: «Знаешь, Володечка, мне иногда кажется, что в меня переселилась душа Сергея Васильевича Рахманинова!»

Спиваков приглашал Светланова на свой фестиваль в Кольмар, а тот поручал ему работу с Госоркестром. Он подал идею Светланову исполнять трагичнейшую Шестую симфонию Малера — и мастер большого оркестра многократно был приглашаем в разные страны именно с этим произведением (в данном сезоне Спиваков готовится выступить с той же вещью). Случилось, что Светланов был лишен своего оркестрового коллектива — и это стало для него настоящей трагедией. Тогда Спиваков предложил ему концертировать с РНО, главным дирижером которого он тогда был приглашен. Рассказчик отметил, что Светланов на этот раз как-то боялся встречи с оркестрантами. Но в итоге старший коллега был бесконечно благодарен младшему.

Когда же Светланова не стало, Спиваков думал, что его имя будет дано Московской филармонии. Поняв, что там такого намерения нет, решил пойти к мэру Ю.Лужкову и получил согласие на присвоение великого имени главному, Большому залу ММДМ. 27 сентября 2003 года на официальном открытии первого концертного сезона в Доме музыки, когда эта волнующая новость была оглашена, «Светлановский зал» встал. Концерт, проведенный в этот памятный день, был посвящен 75-летию со дня рождения Евгения Федоровича и включал «Арию» Светланова-композитора и музыку Рахманинова.

«В фамилии „Светланов“ есть слово „Свет“. У меня острая тоска по этому человеку, я вспоминаю его каждый день», — говорит Спиваков.

Валентина Холопова

реклама

вам может быть интересно

Старейшие аутентисты Классическая музыка