Евгений Фёдорович Светланов

Дата рождения
06.09.1928
Дата смерти
03.05.2002
Профессия
Страна
Россия, СССР
Евгений Светланов (Yevgeny Svetlanov)

Светланов Евгений Фёдорович (6 IX 1928, Москва — 3 V 2002, там же) — русский советский дирижёр, композитор и пианист. Народный артист СССР (1968).

В 1951 окончил Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных по классу композиции у M. Ф. Гнесина, фортепиано — у М. А. Гурвич; в 1955 — Московскую консерваторию по классу композиции у Ю. А. Шапорина, дирижирования — у А. В. Гаука. Ещё студентом стал дирижёром-ассистентом Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио и телевидения (1954).

С 1955 дирижёр, в 1963-65 главный дирижёр Большого театра, где поставил: оперы — «Царская невеста», «Чародейка»; «Не только любовь» Щедрина (премьера, 1961), «Октябрь» Мурадели (премьера, 1964); балеты (премьеры) — «Тропою грома» Караева (1959), «Страницы жизни» Баланчивадзе (1960), «Ночной город» на музыку Б. Бартока (1962), «Паганини» на музыку С. В. Рахманинова (1963). С 1965 художественный руководитель и главный дирижёр Государственного симфонического оркестра СССР.

Разносторонний музыкант, Светланов в своей композиторской деятельности развивает традиции отечественной классики. Как симфонический и оперный дирижёр Светланов — последовательный пропагандист русской и советской музыки. Обширный репертуар Светланова включает также классическую и современную зарубежную музыку. Под управлением Светланова состоялись премьеры многих симфонических произведений советских композиторов, впервые в СССР прозвучали мистерия «Жанна д’Арк на костре» Онеггера, «Турангалила» Мессиана, «Свидетель из Варшавы» Шёнберга, 7-я симфония Малера, ряд сочинений И. Ф. Стравинского, Б. Бартока, А. Веберна, Э. Вила Лобоса и др.

Светланову-дирижёру свойственны сильная воля и высокий эмоциональный накал. Тщательно отшлифовывая детали, Светланов не упускает из виду целого. Обладает развитым чувством формы, что особенно сказывается в трактовке монументальных произведений. Характерная черта исполнительского стиля Светланова — стремление к максимальной певучести оркестра.

Светланов систематически выступает в печати, по радио и телевидению по различным вопросам советской музыкальной жизни. Его статьи, очерки, рецензии переизданы в сборнике «Музыка сегодня» (М., 1976). С 1974 секретарь правления CK СССР. Ленинская премия (1972; за концертно-исполнительскую деятельность), «Гран при» (Франция; за запись всех симфоний П. И. Чайковского). Гастролировал за рубежом (выступал более чем в 20 странах).

Сочинения:

кантата — Родные поля (1949); для оркестра — симфония (1956), Праздничная поэма (1951), симфонические поэмы Даугава (1952), Калина красная (памяти В. М. Шукшина, 1975), Сибирская фантазия на темы А. Оленичевой (1954), рапсодия Картины Испании (1955), Прелюды (1966), Романтическая баллада (1974); для инструментов с оркестром — концерт для фортепиано (1976), Поэма для скрипки (памяти Д. Ф. Ойстраха, 1974); камерно-инструментальные ансамбли, в т.ч. сонаты для скрипки и фортепиано, для виолончели и фортепиано, струнный квартет, квинтет для духовых инструментов, сонаты для фортепиано; свыше 50 романсов и песен; хор Памяти А. А. Юрлова и др.

Литература: Рацер Е., Евгений Светланов, «СМ», 1963, No 2; Тольба В., «Дирижёр» глазами дирижера, там же, 1973, No 11.

Г. Я. Юдин
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.


Светланов очень быстро выдвинулся в число ведущих советских дирижеров. Несмотря на молодость (особенно если учесть специфику дирижерской профессии), за его плечами большой творческий путь, яркие достижения на артистическом поприще.

Музыкальное развитие Светланова в юные годы шло сразу по нескольким линиям. В 1951 году он окончил Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных. Композицией овладевал под руководством М. Гнесина, а по фортепиано его педагогом была М. Гурвич, ученица Н. Метнера. «Совместительство» характерно и для консерваторских лет: здесь Светланов занимался у Ю. Шапорина по композиции и у А. Гаука по дирижированию. Вскоре приходят первые успехи. Многим запомнилось его исполнение русской фортепианной музыки, особенно Третьего концерта Рахманинова; тогда же на концертных эстрадах прозвучали его Симфония, Рапсодия для оркестра, фортепианные пьесы и романсы.

Впоследствии Светланов продолжает выступать как пианист и композитор, но свои основные симпатии отдает дирижированию.

С 1953 года Светланов дирижирует на Всесоюзном радио; через два года становится стажером Бельшого театра Союза ССР, затем постоянным дирижером труппы и, наконец, плодотворно работает на посту главного дирижера крупнейшего музыкального театра страны (1963–1965). Театр, опера с детства привлекали к себе будущего артиста (ведь именно в Большом был солистом его отец, а мать выступала в мимическом ансамбле). И не случайно Светланов с большим увлечением отдался театральной деятельности.

За время работы в Большом театре он дирижировал «Псковитянкой», «Царской невестой», «Снегурочкой», «Садко» Римского-Корсакова, «Чародейкой» Чайковского, «Русалкой» Даргомыжского, «Князем Игорем» Бородина. Так сразу определилось основное направление его творчества — русская музыка. Если добавить запись для кино «Пиковой дамы» Чайковского и «Хованщины» Мусоргского, а также концертное исполнение «Млады» Римского-Корсакова, то перед нами раскроется целая панорама русской оперной классики, которая близка интерпретаторским склонностям дирижера.

Конечно, этим не ограничивается круг его интересов. Он дирижировал «Дон Карлосом» Верди, был инициатором постановки оперы Р. Щедрина «Не только любовь» и концертного исполнения оперы В. Мурадели «Октябрь». Вместе с тем Светланов много и удачно работал в балете: «Лебединое озеро» Чайковского, «Раймонда» Глазунова, «Паганини» на музыку Рахманинова, «Ночной город» по Бартоку, «Тропою грома» К. Караева.

«В оперном жанре,— пишет о Светланове Е. Рацер,— его привлекают прежде всего произведения масштабные, монументальные. Большие хоровые сцены, которых так много в русской оперной литературе, он ведет с явным удовольствием, сочно и ярко. Он прекрасно чувствует эпос русской истории. Но к прошлому у него отнюдь не „музейный“ интерес. Его влечет прежде всего внутренняя величавость образов, их мощь, сила. Их-то и берет „на вооружение“ Светланов, умея услышать „голос веков“ слухом современного художника. Светланов хорошо чувствует сцену. Сопоставление и чередование различных по своей эмоциональной окраске кусков возникают у него логично, подчиняясь общему развитию картины, акта».

Работая в театре, Светланов никогда не оставлял концертной деятельности. Он охотно исполняет французскую музыку — Франка, Дебюсси, Равеля. Все чаще играет Гайдна, Моцарта, Бетховена, Брамса. Первым в Мосиве он обратился к таким монументальным сочинениям, как Седьмая симфония Малера, оратория «Жанна д’Арк на костре» Онеггера. Однако и на концертной эстраде отчетливо проступают симпатии артиста, связанные с русской музыкой — как классической, так и современной.

Почти все богатство русской симфонической классики знакомо слушателям в интерпретации Светланова. Ему сродни национальный дух Глинки и Мусоргского, эпическая ширь симфонизма Бородина, философские раздумья Чайковского (мировое признание получила его интерпретация всех симфоний Чайковского, запечатленная на пластинках), красочная палитра Римского-Корсакова, лирическая проникновенность Глазунова, пламенная страстность Скрябина, тонкий интеллектуализм Метнера. И конечно, Рахманинов, который был и остается одним из любимых его авторов.

В рецензии на рахманиновский цикл Светланова в 1966 году журнал «Советская музыка» писал: «Светланов — обладатель счастливого сочетания двух качеств: умения вылепить деталь, придать ей своеобразие и выразительность и в то же время ощутить, схватить, сконструировать целое… Светланову свойственно… чувство кульминации. Определив высшую точку эмоционального накала, динамический центр всего произведения, он идет к нему с необычайной последовательностью и целеустремленностью: завершает уход с этой высшей точки эмоционального взрыва удивительно пластично и законченно».

За последнее время, а особенно став главным дирижером Государственного симфонического оркестра Союза ССР (1965), Светланов все настойчивее обращается к советской музыке. В его программах — произведения Н. Мясковского и Д. Шостаковича, С. Прокофьева и Д. Хачатуряна, Г. Свиридова и В. Шебалина, Ю. Шапорина и Л. Книппера, Р. Щедрина и А. Эшпая… Советскую музыку Светланов пропагандирует как в Москве, так и во время многочисленных гастрольных поездок. Его выступления с успехом проходили в Италии, Англии, США, Нидерландах, Чехословакии, Японии, ФРГ и других странах.

Григорьев Л. Г., Платек Я. М. Источник: Современные дирижеры, 1969 г.

реклама

вам может быть интересно

Публикации

Ещё, Щедрин, ещё! 06.12.2007 в 20:05

Записи

рекомендуем

смотрите также

Реклама