На высокой ноте

Вечер памяти Евгения Светланова в ММДМ

В Московском международном доме музыки состоялось закрытие сезона, принесшего много ярких впечатлений и достойных артистических встреч. Из знаковых событий вспоминаются Фестиваль музыки Брамса, инаугурация нового органа и последующий международный органный фестиваль, интересные программы Оркестра «Русская филармония» под управлением Юрия Кочнева, вечера Пасхального фестиваля и многое другое. Честь провести финальный концерт сезона была предоставлена главному коллективу ММДМ — Национальному филармоническому оркестру России, за пульт которого были приглашены молодые дирижеры. НФОР внедряет новую инициативу — создание стажерской группы, где молодые дирижеры получат возможность выхода к оркестру. А наиболее яркие из них смогут принять участие в концертных проектах коллектива. Первым из них стал Сергей Кондрашев, выпускник Московской консерватории. Второй маэстро в особых представлениях не нуждается — это Теодор Курентзис, работающий с этим оркестром со дня его основания.

Еще одна акция, которая предваряла концерт, — церемония передачи ММДМ от вдовы дирижера Евгения Светланова, Нины Александровны Николаевой-Светлановой, бюста великого маэстро работы скульптора М.Аникушина. Бюст был установлен в центральном фойе Светлановского зала.

«Под знаком Светланова» была составлена программа вечера. Его открыла кинохроника — молодой Евгений Федорович на репетиции, выразительный жест, живая мимика, потом — Светланов-пианист и, наконец, фрагмент записи одного из последних совместных выступлений с Госоркестром. Камера запечатлела чистый миг совместного творчества, не омраченного последующими драматическими коллизиями и противостоянием. Эти архивные кадры лучше всяких слов продемонстрировали величие Светланова-дирижера.

Первое отделение составили сочинения русских авторов — в память о том вкладе в дело возрождения забытых шедевров отечественной музыкальной культуры, каким является записанная Светлановым «Антология русской симфонической музыки». Оркестровые отрывки из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова, антракт из балета «Раймонда» Глазунова эффектно прозвучали под управлением С.Кондрашева, который умеет добиться полнокровного звучания оркестра, и громобойные нарастания в «Сече при Керженце» вызвали заслуженные овации. Дебют С.Кондрашева дополнила «Рапсодия на тему Паганини» Рахманинова, где солировал В.Овчинников. В этом произведении всегда есть риск, углубляясь в детали, упустить из виду общую архитектонику формы. В данной трактовке Рапсодия просто распалась на отдельные эпизоды, порой чрезмерно затянутые. Вероятно, это во многом зависело от инициативы солиста, поскольку дирижер и оркестр стремились к максимальному диалогу и стилистическому единству.

Второе отделение было отдано Восьмой симфонии Дворжака. Год назад это сочинение было исполнено в столице несколькими крупными дирижерами — Дж.Ливайном, М.Плетневым, Дж.Конлоном. Последний, кстати, играл ее именно с НФОР. В этой связи любопытно было сравнить интерпретацию Курентзиса, который всегда стремится идти непроторенными путями. За Восьмой симфонией прочно закрепилась репутация светлого, почти пасторального опуса. На Западе ее часто трактуют как такую «сладенькую» музыку. На это провоцирует не только знаменитая третья часть — еще один щемящий славянский танец, но и «птичьи» эпизоды первой части и лирика второй.

Т.Курентзис расслышал в симфонии неподдельный драматизм и неуклонно проводил эту линию на протяжении сочинения. Даже внешние моменты поведения дирижера за пультом — характерные размашистые жесты, патетические воздевания рук, а порой и громкие притопывания (причем даже в тихих, лирических местах, что ощутимо мешало слушать) — были подчинены этой генеральной идее. И хотя вряд ли композитор представлял свою Восьмую симфонию как «героическую идиллию» в духе вагнеровского «Зигфрида», все же нельзя не признать несомненной исполнительской удачи Курентзиса и НФОР, на высокой ноте завершивших финальный вечер сезона в ММДМ.

Евгения Кривицкая

реклама