Адюльтер, как вы не хотели

«Натали...» Анн Фонтен

«Натали...» Анн Фонтен

У Анн Фонтен, в прошлом актрисы, своеобразный взгляд на ролевые игры в супружеских взаимоотношениях. Им посвящена ее психологическая драма с эротическим настроением «Натали...». Сюжетные перипетии способны пробудить живой интерес у тех семейных пар, которые пребывают в браке уже настолько долго, что отмечать перестали не только совместные юбилеи. Причем отечественному зрителю способы разрешения по-французски заурядной, в общем, ситуации могут показаться и забавными, и болезненно перверсивными одновременно.

...Катрин (Фанни Ардан) и Бернару (Жерар Депардье) вместе скучно, сексом они давно не занимаются и делят апартаменты по привычке. Однако, прослушав однажды сообщения на мужнином автоответчике, мадам узнает неприятную для себя новость. Муж банально изменяет, но ее разоблачение его нисколько не трогает. Для него вся ситуация — ничто, для нее — повод затеять, нет, не расследование, а странную игру с явно выраженным мазохистским оттенком.

Фабула вдохновлена отчасти давним фильмом Робера Брессона «Дамы Булонского леса» с Марией Казарес в главной роли, отчасти намерением женщины-режиссера реабилитировать институт семьи. При этом не унижая параллельный мир, где вращаются девушки по вызову, богатые клиенты, их перверсии и их желания.

«Натали...» Анн Фонтен

Выбор трех ведущих французских актеров в этот треугольник безупречен. Дамы восхитительны, мужчина нейтрален, его роль во всей истории сведена к минимуму. Фанни Ардан в роли гинеколога, конечно, перебор, ну а Депардье-профессор при галстуке уже ничем не может удивить после всех экспериментов в фильмах Бертрана Блие.

Когда иллюстрировать каталог сексуальной практики для французов становится утомительным, они обращаются к невербальной поэзии. Что делает жена, чтобы не было мучительно больно? Она идет в ночной бар, где встречает элегантную, очень дорогую шлюху по имени Марлен (Эмманюэль Беар подчеркнуто сексапильна), просит ее назваться Натали и под видом приличной девушки соблазнить мужа, чтобы потом во всех деталях поведать обманутой жене, как же он, подлец, обращается с женщинами. Проститутка входит во вкус, рассказы ее все более изобилуют подробностями в духе «секс по телефону», мадам щедро платит. Регулярные встречи Марлен-Натали и Катрин превращаются в игру, в которой температура желания неуклонно повышается. И причем здесь, в сущности, муж, чьи походы налево — лишь повод для благополучной буржуазки разнообразить тоскливые будни.

«Натали...» Анн Фонтен

Беар играет девушку по вызову, которая и мертвого поднимет. А героине Ардан необходимо было пробудиться, заново узнать пределы своей чувственности и откровений. Проститутка умело манипулирует желаниями мадам, и ее язык тела выразительнее всей пляс Пигаль. К пластике никаких претензий, ухо режет лишь речь: то, что естественно звучит по-французски, в нашем переводе как корове седло.

Эта история о псевдоадюльтере могла быть развернута массой иных способов, но Фонтен, увы, выбрала единственно скучный, с ложным «мак гаффином» в финале (хичкоковский термин, обозначающий неожиданный поворот сюжета, резко меняющий отношение ко всему ранее изложенному). Внимательные зрители, особенно мужского рода, догадаются о предсказуемости финального эпизода еще в середине пути.

Оксана Гаврюшенко

реклама