Спектакль Дамиано Микьелетто по опере Гаэтано Доницетти «Дочь полка» был поставлен в Баварской опере в декабре 2024 и стал примером того, как произведение, целиком построенное на демонстрации вокального мастерства, может утратить смысл при неудачной попытке сценически проиллюстрировать в нём каждый такт.
Премьера «Дочери полка» (La fille du régiment) состоялась в Париже в 1840 году, и с тех пор опера служит своеобразным экзаменом для исполнителей главных партий. Партия Тонио с девятью верхними «до» — коронная теноровая вершина, витрина белькантовой техники и природной одарённости. Партия Мари — не менее опасная: это вокальная эквилибристика, требующая не только свободного владения колоратурой, но и филигранным актёрским мастерством. Обман здесь невозможен: даже неподготовленный слушатель мгновенно понимает, бельканто это или нет.
Челси Цурфлю выступила в партии французской маркитантки Мари, зарабатывающей на военном обеспечении полка, в который была подброшена в младенчестве как нежеланный плод внебрачной связи и в котором выросла как дочь полка. Позже выяснится, что Мария наследница дворянского титула и должна составить достойную партию несмотря на то, что влюблена в тирольца Тонио. Партия была исполнена певицей с заметной интонационной неустойчивостью, пережатым звучанием и ощущением ученичества. При этом работа Ч. Цурфлю отличалась старательностью и артистичностью.
Джек Свенсон, исполнивший партию тирольца Тонио, влюблённого во французскую оккупантку и предающего ради неё свою тирольскую родину, был нездоров, но ноты все озвучил.
Болезненным, но уже по другой причине, оказалось и выступление Доротеи Рёшман в партии тирольской маркизы Беркенфельд, спутавшейся с французским оккупантом, в результате чего и появилась на свет Мари, потерянная в лесу 18 лет назад. Несмотря на то, что роль маркизы вполне подходит зрелому сопрано, полноценным белькантовым исполнением всемирно известная певица своих поклонников в этот раз тоже не порадовала. Местами пение заменялось мелодекламацией, местами жестикуляцией. К сожалению, подход «что не спела — то сыграла» в белькантовых партиях не работает.
Миша Кирия в партии сентиментального солдафона Сюльписа был по-настоящему великолепен и мелодраматически убедителен в каждой ноте и в каждом жесте.
Оркестр Баварской оперы под управлением Антонино Фольяни звучал на удивление собранно и строго, без огонька, но и не без элегантности.
В драматической роли Герцогини Кракенторп с блеском выступила Сунньи Меллес, представив изысканную карикатуру на великосветскую благопристойность. Спектакль начинается её монологом о том, что мы живём во времена войн, где трудно отличить благородного человека от мясника. И здесь возникает ключевая проблема спектакля, выпущенного в конце 2024 года.
Война у Микьелетто не трагедия и не реальность, а декоративный фон. Между тем именно война в этой опере — пространство, на котором зарабатывает главная героиня, и именно эта деятельность делает её изгоем в добропорядочном обществе. Комическая по форме опера Доницетти по сути рассказывает о предателях и торгашах, зарабатывающих деньги на крови. Эта адская жанровая пересортица роднит этот шедевр с «Кармен» Ж. Бизе, который подвергнется обструкции через 35 лет после «Дочери полка» именно за то, что попытается вызвать сочувствие к носителям аморального хаоса, неукротимой свободы и этической беспринципности.
Именно поэтому с оперой Доницетти нужно работать предельно осторожно. Особенно сегодня, когда войны — не метафора и не исторический анекдот, а источник реальных денег, карьер, безумных доходов для одних и трагедий и горя для других. Но концептуальной опорой довольно нарядного спектакля Микьелетто (фотообои и прекрасные трюковые панно-заглушки стали удачей сценографа Паоло Фантини) становится довольно странная идея навязанных гендерных ролей и социального неравенства женщин.
Визуально это выражено через цветовое деление спектакля на две части: бело-синюю «мальчиковую» и розовую «девичью». Это разделение, призванное разоблачить устоявшиеся цветовые стереотипы, ничего, кроме умиления, не вызывает. К тому же сама мысль о несправедливости цветовой дистрибуции (тут не очень понятно, в чём проблема: нельзя мальчикам синее или нельзя девочкам розовое?) выглядит поверхностной и никак не связанной с драматургией оперы.
Эта концептуальная сырость закономерно влечёт за собой и мизансценные несуразности. Так, в начале спектакля мы видим брошенного в зимнем лесу младенца, вокруг которого под музыку увертюры долго кружат солдаты с ружьями, направленными на беззащитный кулёк с замерзающим телом. Ничего, кроме отторжения к участникам столь жестокой клоунады, эта сценическая неправдоподобность не вызывает. На подобных глупостях построен весь спектакль.
И здесь в качестве удачного примера нельзя не вспомнить постановку «Дочери полка» Лораном Пелли, обошедшую все крупные сцены мира. В этом воплощении партитуры Доницетти учтены все социальные и политические ловушки, были сняты все противоречия. Спектакль Миккьелетто, напротив, перечёркивает все достижения в работе с этим сложным материалом.
Учитывая трагическую судьбу самого Гаэтано Доницетти, потерявшего в результате своей профессиональной деятельности семью и сошедшего в итоге с ума, особенно остро ощущается отсутствие в работе Д. Микьелетто уважения к этой опере, в которой каждая улыбка – сквозь слёзы.
Автор фото — Geoffroy Schied
