«Мне Брамса сыграют...»

Открылся VII Международный фестиваль «Посвящение Олегу Кагану»

Уже стало привычным, что в середине ноября в залах Московской консерватории проходят мемориальные концерты, посвященные памяти замечательного скрипача Олега Кагана. 21 ноября — день рождения музыканта, а в этом году он мог бы отпраздновать 60-летие, не оборвись трагически в 1990 году его жизнь. И вокруг этого дня традиционно располагаются симфонические и камерные программы, где звучит любимая Каганом музыка, участвуют его друзья и партнеры по сцене: Юрий Башмет, как обычно выступающий в трех лицах — как солист и дирижер камерного и симфонического оркестров («Солисты Москвы» и «Новая Россия»), эстонский ансамбль «Hortus musicus» и его руководитель Андреас Мустонен.

Еще один постоянный герой кагановских фестивалей — ГАСО имени Е.Ф.Светланова. Именно с этим коллективом состоялось первое совместное выступление Олега Кагана и Наталии Гутман, положившее начало музыкантскому и супружескому союзу. Как вспоминает Наталия Григорьевна (художественный руководитель фестиваля), «когда я захотела играть Двойной концерт Брамса, решила обратиться к Олегу. Он уже тогда был легендой, хотя я в концерте его не слышала. Встретив его как-то в коридоре консерватории, я сказала: „А давайте мы с вами сыграем концерт Брамса?“ И он ответил: „С огромным удовольствием!“ Вот так произошло наше знакомство. В начале 1970-х мы впервые сыграли Концерт Брамса в Большом зале консерватории с Госоркестром под управлением Евгения Светланова. С первых звуков я поняла, что Олег — совершенно моего идеала музыкант. Казалось, для него нет ни музыкальных, ни ансамблевых проблем — только одна радость от игры, от музыки. Я была совершенно потрясена с первого же раза».

Это этапное для артистов сочинение и оказалось главным событием открытия фестиваля, состоявшегося в Большом зале консерватории. Добротно прозвучавшие в первом отделении увертюра «Леонора № 3» Бетховена и «Lamentate» А.Пярта для фортепиано (солист Алексей Любимов) и симфонического оркестра, как-то отступили на второй план перед Двойным концертом Брамса, в котором, как показалось, открылись ответы на многие экзистенциальные вопросы.

Стать равным партнером Наталии Гутман — роль, доступная только по-настоящему масштабным артистам, которым есть что сказать в искусстве. Несомненно, Виктор Третьяков, составивший ансамбль виолончелистке в этот вечер, обладает этими качествами. Пожалуй, за последние годы такого великолепного исполнения Двойного концерта Брамса даже и не припомнишь. Уровень игры Гутман, Третьякова и Госоркестра под управлением Марка Горенштейна вполне можно было бы оценивать в одном ряду с самыми лучшими западными аудиозаписями. И уж во всяком случае, это исполнение соответствовало в эмоциональном плане знаменитым строчкам Бориса Пастернака: «Мне Брамса сыграют, я вздрогну и сдамся...»

А если спуститься с небес и систематизировать впечатления, то прежде хочется отметить идеальное соотношение солистов и оркестра. В этом опусе Брамса баланс имеет решающее значение, поскольку слишком много эпизодов, где в партии оркестра вполне самостоятельная музыкальная фактура, но при этом дирижер должен «придерживать» своих музыкантов, чтобы скрипка и виолончель могли не форсировать, а петь свои темы. Горенштейн блестяще обошел все эти «рифы», и в результате слушатели могли насладиться в полной мере всем тем богатством звуковой интонации, тончайшей нюансировкой, на которую только способны Третьяков и Гутман.

В первой части, где сменяются мужественные и полные нежности эпизоды, Третьяков неожиданно добавил мелодраматические нотки — чуть-чуть, — но эта деталь заставила как-то по-новому высветить смысл хорошо известной партитуры. Вторая часть стала подлинным откровением в выражении лирического чувства. Эта действительно божественная музыка, напоенная и элегической грустью, и лирической теплотой, способна «пронять» даже тех скептиков, которые (вслед за П.Чайковским) считают Брамса рассудочным композитором. А Финал подвел итог всему грустному и светлому, напомнив о том, что превыше всего «свет и покой».

Евгения Кривицкая

реклама

вам может быть интересно

По шкале Рудольфа Баршая Классическая музыка