Девушки в сезон дождей

Экранизация бестселлера Трэйси Шевалье «Девушка с жемчужной сережкой» («Культура», 13 февраля, 23.55. Великобритания — Люксембург, 2003. Режиссер Питер Уэббер) стала одним из кинособытий года и была удостоена трех номинаций на «Оскара», двух номинаций на «Золотой глобус», приза за операторскую работу на МКФ в Сан-Себастьяне. Картина переносит нас в 1665 год, в голландский город Делфт. После того как отец 17-летней Грит (Скарлетт Йоханссон) ослеп в результате взрыва печи для обжига, девушка вынуждена пойти работать, чтобы содержать свою семью. Она становится служанкой в доме знаменитого художника Яна Вермеера (Колин Ферт) и постепенно обращает на себя внимание великого живописца. Хотя по воспитанию, образованию и социальному положению они принадлежат к разным мирам, Вермеер видит, что Грит хорошо чувствует цвет и свет, и постепенно вовлекает ее в таинственный мир своих картин. В полном хаоса доме, которым заправляет ветреная жена Вермеера Катарина, в окружении растущих детей риск того, что Грит разоблачат, возрастает с каждым днем. 12-летняя Корнелия — злая девочка, которая видит больше, чем ей положено, начинает ревновать и подозревать Грит и намерена не давать ей спуску. Одинокая и беззащитная Грит, кроме того, должна избегать знаков внимания сына местного мясника Питера и покровителя Вермеера — богатого и похотливого мастера ван Рёйвена (Том Уилкинсон). Ван Рёйвен чувствует себя несчастным, потому что за все свои деньги не может купить контроль над художником. Грит все сильнее очаровывается Вермеером, но не понимает, каковы его чувства к ней. Хитроумный ван Рёйвен, чувствуя растущую близость между хозяином и служанкой, придумывает для Вермеера заказ: написать Грит на картине. Результатом станет одно из величайших полотен в истории живописи. Но какой ценой?..

Одну из главных ролей Скарлетт Йоханссон играет и в психологической драме Шейни Гейбл «Любовная лихорадка» (ТВ3, 18 февраля, 15.15. США, 2004). Вообще-то лихорадки, а тем более любовной, в фильме нет и в помине. Получив известие о смерти матери, юная, но уже успевшая многое повидать в жизни Перси (Скарлетт Йоханссон) возвращается в свой родной Новый Орлеан и обнаруживает, что в ее доме уже живут двое алкашей, друзей ее матери: Бобби (Джон Траволта), бывший преподаватель литературы в университете, и его молодой протеже и биограф Лоусон (Габриел Макт). Они сказали, что дом достался в наследство и им, и девушка поверила. И стали они жить вместе. Вот, собственно, и весь сюжет. Постепенно раскрывается внутренний мир каждого из героев. Бобби и Лоусон — глубоко одинокие, разуверившиеся во всем и вся, опустившиеся люди, общаясь с Перси, вновь почувствовали вкус к жизни. В свою очередь, преобразилась и она... Шейни Гейбл — новое в кино имя — пять лет писала сценарий, и он показался продюсерам настолько качественным, что те дали себя убедить: лучше ее никто этот фильм не поставит. И они не ошиблись: дебютантка в режиссуре показала себя зрелым мастером. Сценарий вызвал восторг и у Джона Траволты: «История настолько законченна, что мне не пришлось добавлять что-то от себя. Я только лепил персонаж, ориентируясь на ключевые характеристики, которые давал мне сценарий».

И еще одна лента о загадках женской души: историческая мелодрама «Безумие любви» («Культура», 14 февраля, 23.55. Испания, 2001. Режиссер Висенте Аранда. В ролях: Пилар Лопес де Айяла, Даниэль Лиотти, Розана Пастор, Элой Асорин). В основе этой картины, отмеченной премией МКФ в Сан-Себастьяне и испанской национальной кинопремией «Гойя» за лучшую женскую роль (Пилар Лопес де Айяла), лежит исторический факт. 26 ноября 1504 года умерла королева Испании Изабелла. Согласно завещанию корона перешла ее двадцатипятилетней дочери Хуане. Чтобы править страной от имени Хуаны, ее муж Филипп решает добиться официального признания королевы невменяемой. Зная, что Хуана безумно влюблена в него, он принимается активно предаваться любовным утехам в объятиях прелестных дев прямо на глазах у жены. Любовь и отчаяние действительно приводят Хуану на грань помешательства: ее уже не называют иначе, как Ла Лока — Сумасшедшая. Внезапно Филипп умирает. Безутешная Хуана никак не могла в это поверить. Тело Филиппа забальзамировали и отправили в Гренаду. Процессия передвигалась только ночью. Днем Хуана приказывала слугам открывать гроб и заставляла музыкантов играть веселую музыку, чтобы супруг возрадовался и вернулся к жизни. Испанский парламент признал Хуану безумной и заключил ее в замке Санта-Клара, где она и оставалась до самой смерти. Безумная Хуана и там не пожелала расстаться с телом мужа и держала его возле себя еще 3 года... Действительно ли она была безумной?..

На первом плане молодая женщина и ее особый мир и в культовой драме Миры Наир «Свадьба в сезон дождей» («ТВ Центр», 14 февраля, 0.40. Индия — США — Франция — Италия, 2001), удостоенной «Золотого Льва» МКФ в Венеции и ряда других наград. Мира Наир («Камасутра», «Салям, Бомбей!») всегда радовала поклонников своим особым, неординарным режиссерским почерком. В этой многофигурной, музыкальной и красочно снятой композиции почти все время идет подготовка к шикарной свадьбе, на которую приглашена тьма гостей. Постепенно вырисовываются несколько ярких характеров — красавицы невесты (Лиллет Дыби), у которой роман с женатым мужчиной (Насреддин Шах) и которая выходит замуж за практически незнакомого программиста из Америки, жениха, отца, замученного предсвадебными заботами, устроителя свадьбы, в котором вдруг проснулась любовь...

«ТВ Центр» предлагает нам еще один качественный фильм: детективный триллер «Дело вкуса» («ТВ Центр», 17 февраля, 2.45. Франция, 1999. Режиссер Бернар Рапп. В ролях: Бернар Жиродо, Жан-Пьер Лори, Флоранс Томассен, Шарль Берлинг, Жан-Пьер Лео), снятый по одноименному роману Филипа Балана. Однажды очень богатый господин Фредерик Деламон (Бернар Жиродо) сделал молодому официанту Николя (Жан-Пьер Лори) предложение, от которого тот не мог отказаться. Правда, предложение было экзотическое: быть личным дегустатором... жизненных чувств и ощущений богача. По первому звонку Николя должен немедленно приехать в указанное ему место, это ограничивало свободу молодого человека, но, во-первых, новые обязанности не представлялись ему обременительными, во-вторых, у него оставалась масса свободного времени, в-третьих, и это самое главное, за все про все он будет получать аж 35 тысяч франков в месяц. Поначалу его взаимоотношения с хозяином кажутся Николя забавными, но чем дальше, тем больше он чувствует, что его затягивает какая-то дьявольская сила и ему все труднее и труднее сопротивляться, что все больше и больше отдаляется от него Беатрис (Флоранс Томассен), в которую он влюблен. Все это не может привести ни к чему хорошему — мы об этом узнаем с первых же кадров: Николя находится в тюремной камере. Режиссеру удалось мастерски сплести диковинную и психологически убедительную вязь очень странных взаимоотношений двух очень разных людей, постоянно нагнетать атмосферу загадочности и тревожного ожидания развязки.

Среди относительно новых фильмов внимания заслуживает мюзикл Джоэла Шумахера «Призрак оперы» («Первый канал», 16 февраля, 0.00. США — Великобритания, 2004. В ролях: Джерард Батлер, Эмми Россум, Мини Драйвер, Патрик Уилсон, Миранда Ричардсон). Одноименный бестселлер Гастона Леру, вышедший в 1911 году, перенес шесть экранизаций — и все это были мистические триллеры или ужастики. И только у Джоэла Шумахера («Бэтмен навсегда», «С меня хватит!», «Телефонная будка», «Умереть молодым») на первом плане любовная интрига. В основу картины лег знаменитый бродвейский мюзикл Эндрю Ллойда-Уэббера (7 высших театральных наград «Тони», диск с записью спектакля разошелся тиражом 40 миллионов экземпляров), премьера которого состоялась в 1986 году. Волшебную музыку Уэббера Шумахер наложил на изысканно красочное кинозрелище, на фоне которого увлекательно рассказана полная загадок и неожиданных поворотов история о том, как голос юной статистки Кристины пленил Призрака, живущего в недрах здания Парижской Оперы. Влюбившись в девушку, он делает все, чтобы его избранница стала примадонной. Главные роли исполняют малоизвестные, но «поющие» актеры — 18-летняя Эмми Россум и Джерард Батлер, и они полностью оправдали надежды режиссера. И только за Мини Драйвер, сыгравшую роль примадонны, пела профессиональная оперная певица. Американские киноакадемики, как это ни удивительно, приняли картину прохладно (всего лишь три номинации на «Оскара» — за художественное оформление, операторскую работу и музыку), а вот зрителям она понравилась (150 миллионов долларов в мировом прокате).

В «Афере Томаса Крауна» (НТВ, 17 февраля, 22.40. США, 1999. Режиссер Джон МакТирнан. В ролях: Пирс Броснан, Рене Руссо, Бен Газзара, Денис Лири, Фэй Данауэй) речь идет о плейбое и миллионере (Пирс Броснан), для которого воровство — искусство, а не способ наживы. В поисках острых ощущений Краун планирует и осуществляет все новые изящные и остроумные аферы, оставаясь при этом всегда вне подозрений. Но есть у Крауна еще одна жизненно важная потребность. Как он признался в самом начале фильма своему психоаналитику (Фэй Данауэй), больше всего ему не хватает женщины — необычной, бесконечно интригующей. И вот однажды, когда он похитил из музея бесценное полотно Клода Моне, такая женщина замаячила на горизонте в виде очаровательного суперагента страховой компании Катрин (Рене Руссо), в послужном списке которой были только бесспорные победы... Как отмечала критика, для тех, кто ностальгирует по большому голливудскому стилю, этот фильм стал настоящим подарком. В смысле стилевых изысков он даже превзошел оригинал 1968 года с Фэй Данауэй и Стивом Маккуином. Рене Руссо и Пирс Броснан, который и был инициатором этого ремейка, играют тоньше, чем их предшественники. Обращение к классическому фильму Нормана Джуисона для режиссера Джона МакТирнана — это и возможность показать большую лав стори с обилием роскошных интерьеров, дорогих машин, умопомрачительных туалетов, и найти в ней живой нерв.

Геннадий Белостоцкий

реклама