Любовное настроение

Название великого фильма гонконгского режиссера Вонга Кар-вая «Любовное настроение» (2000) может послужить своеобразным эпиграфом к тому, что нам приготовили телеканалы к празднику 8 Марта. Кстати, после этого фильма от Кар-вая любители кино ждали только шедевров и потому с особым пристрастием смотрели его новую работу — футуристическое ретро «2046-й» (СТС, 8 марта, 1.30. Китай — Франция — Германия, 2004). И она вызвала некоторое недоумение, а то и разочарование у многих. С одной стороны, это кино, и не случайно Европейская киноакадемия назвала ее лучшим неевропейским фильмом года. В каждом эпизоде чувствуется рука и талант большого мастера, временами у зрителей возникает ощущение, что они наслаждаются продолжением «Любовного настроения» (с тем же актером в главной роли) с его волнующей загадочностью, чарующей поэтичностью и волшебной музыкой — музыкой как таковой и музыкой кадра. Но, с другой стороны, подчас возникает и другое ощущение — будто ты смотришь перепев того же «Любовного настроения». И если там основу составляла простая и ясно рассказанная история так и не состоявшегося сближения двух одиноких сердец, то здесь сюжетная интрига крайне усложнена, хаотична и то и дело погружается в мир полупризрачных, ускользающих образов. Герой Тони Леунга, журналист и писатель, пишет книгу и вместе со своим персонажем — самим собой — на некоем монорельсовом экспрессе курсирует между настоящим (60-ми годами прошлого века) и далеким будущим — 2046 годом, и в этом будущем встречается со своими подругами (или с их призраками) из далекого прошлого.

Историю сближения двух одиноких сердец — «Белую графиню» («ТВ Центр», 8 марта, 0.30. Великобритания — США — Германия — Китай, 2005) — вполне добротно снял почти 80-летний Джеймс Айвори. Как всегда, хороши у него актеры. Рэйф Файнс играет потерявшего зрение утонченного американского дипломата Джексона, которого в 30-е годы прошлого века в Шанхае угораздило влюбиться в беженку из России красавицу графиню Софью Белинскую (Наташа Ричардсон), вынужденную зарабатывать на жизнь проституцией. В своих чувствах дипломат боится признаться даже самому себе — он лишь всячески протежирует графине, делает ее лицом своего ночного клуба для богачей, который он давно мечтал открыть. И лишь в финале — отнюдь не благостном — тайное становится явным.

О странностях любви речь идет и в знойной латиноамериканской лав стори «Нижний город» (РЕН ТВ, 8 марта, 2.15. Бразилия, 2005. Режиссер Серхио Мачадо. В ролях: Эллис Брага, Харильдо Деда, Хосе Дюмон), где двое закадычных друзей — черный и белый — никак не могут поделить красавицу легкого поведения. К занятиям сексом они приступают, едва познакомившись. И дружба, которая казалось вечной, стала рушиться на глазах... Малоизвестный пока режиссер Серджо Мачадо снял талантливое и оригинальное кино, представляющее собой смесь самых разных жанров. Это и эротический фильм, и мелодрама, любовь заставляет героев сходить с ума, и криминальная драма — друзья всю жизнь не в ладах с законом и привыкли выяснять отношения с окружающим миром с помощью оружия, и социальная драма — язвы современного бразильского общества, его изнанка показаны с обжигающей остротой.

Стоит также выделить знаменитый мюзикл Бэза Лурмэнна «Мулен Руж» («Первый канал», 7 марта, 1.30. Австралия — США, 2001). Действие разворачивается в 1899 году в знаменитом парижском варьете. За любовь прекрасной, но смертельно больной Сатин (Николь Кидман) борются бедный поэт (Эван МакГрегор), с головой окунувшийся в сумасшедший мир ночных развлечений, и богатый герцог, готовый купить весь «Мулен Руж», лишь бы Сатин провела с ним ночь. Звучит современная музыка, наши герои изъясняются с помощью популярных любовных песен ХХ века...

А вот трагикомедию «Отбивные» («Россия», 10 марта, 3.25. Франция, 2003) к удачам можно отнести с большой натяжкой. Титулованный французский режиссер Бертран Блие («Вальсирующие», «Слишком красивая для тебя», «Мужчина моей жизни»), обладатель «Оскара», «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля, национальных кинопремий «Сезар», выступил в своем любимом жанре черной комедии. Завязка действия: два чудаковатых старых холостяка (к Филиппу Нуаре и Мишелю Буке не может быть претензий) случайно встречаются однажды вечером. За ужином они выясняют, что у них много общего в прошлом, во взглядах на жизнь и привычках. Их все еще волнуют женские прелести, и они оба влюблены в своих сексапильных и еще довольно молодых домработниц. Но, как вскоре выяснилось, их домработницы — это одна и та же женщина (Фарида Рахуади), уроженка Алжира. Ради нее они готовы на сумасбродные и дикие поступки. Но есть проблемы. Первая: кому будет принадлежать женщина? Вторая: счастью соперников мешает мистическое существо — Смерть, которая хочет забрать их избранницу в мир иной. Они выбирают оригинальный способ борьбы со Смертью — секс...

Не поддающиеся нормальной логике события происходят и в фантасмагорической драме «Крупная рыба» («Первый канал», 9 марта, 23.50. США, 2003. Режиссер Тим Бертон. В ролях: Эван МакГрегор, Альберт Финни, Билли Крадап, Джессика Лэнг, Хелена Бонэм Картер, Дэнни Де Вито). Тим Бертон, режиссер талантливый и удачливый («Бэтмен», «Марс атакует», «Планета обезьян», «Сонная лощина»), снял кино, несколько озадачившее его многочисленных поклонников. Оно то грустное, то веселое, то забавное, то трагическое — и все время неожиданное и привычно изящное, отчасти напоминает и «Нашествие варваров» (сюжетно), и «Форреста Гампа» (спецэффектными чудесами), и «Волшебника страны „Оз“» (сказочными приключениями). На стержень действия — сын (Билли Крадал) приезжает к умирающему отцу Эдварду Блуму (Альберт Финни), с которым давно был в ссоре, чтобы узнать, наконец, правду о его прошлом, — нанизывается калейдоскоп коротких историй-небылиц с мифологическими и юмористическими персонажами, с которыми отец якобы общался в молодости (Эван МакГрегор). По описанию все это выглядит как развлекательное зрелище, но смотреть картину не совсем просто. Нужно внимание, чтобы уследить за всеми метаформозами — сцены реальные и фантастические идут вперемежку, чтобы увидеть подтекст.

Тем, кто любит музыку и кино традиционное — неторопливое, содержательное, доброе, отлично сыгранное, — наверняка придется по вкусу романтическая комедия «Голосок» («ТВ Центр», 5 марта, 1.45. Великобритания, 1998. Режиссер Марк Херман. В ролях: Бренда Блетин, Майкл Кэйн, Джим Бродбент, Эван МакГрегор). Ее действие происходит в небольшом городе Северной Англии, где живет вдова Мари, своим злословием загнавшая мужа в могилу. Покойный держал небольшой магазин грампластинок и обожал Джуди Гарлэнд, Мэрилин Монро, Марлен Дитрих и Ширли Басси. Его любовь к музыке перешла к дочери Лоре по прозвищу Голосок. Из-за своей болезненной застенчивости Лора живет затворницей и не помышляет о выступлениях на сцене, хотя обладает невероятно красивым голосом. Однажды ночью к Лоре является призрак ее отца и вдохновляет ее спеть несколько хитов великих див. Импровизированный концерт Лоры подслушивает один из приятелей ее матери, стареющий продюсер. Он убеждает Лору начать выступать в ночном клубе, продает все, чтобы организовать концерт, и начинается кропотливая подготовка к премьере...

Юлий Гусман, вспомнив о своей профессии кинорежиссера, снял мелодраму «Парк советского периода» («Первый канал», 8 марта, 18.30. Россия, 2006), где собрал огромный звездный букет: Александр Лазарев-мл., Елизавета Боярская, Михаил Ефремов, Владимир Долинский, Алексей Булдаков, Сергей Никоненко, Нина Усатова, Лидия Федосеева-Шукшина, Александр Пашутин, Александр Лазарев, Авангард Леонтьев, Станислав Садальский, Валерий Баринов, Александр Абдулов, Полад Бюль-Бюль оглы, Владимир Зельдин, Игорь Кириллов, Иосиф Кобзон, Клара Лучко, Владимир Этуш. Парк советского периода — это коммунистический островок среди бушующих страстей нашей непростой жизни. Но не каждый сможет попасть сюда. Олегу Зимину (Александр Лазарев-мл.) повезло. Он, знаменитый ведущий, автор культового телешоу, которое вот уже много лет смотрит вся страна, становится одним из первых посетителей этого заповедного места, о котором должен сделать репортаж. Поначалу все увиденное в этом волшебном парке вызывает у Олега восторг возврата во времена юности. Здесь ему нравится все. К тому же он знакомится с Аленой Волковой (Елизавета Боярская) — одной из лучших работниц, в которую и влюбляется. Именно эта встреча и позволяет журналисту увидеть и другие стороны парка...

Геннадий Белостоцкий

реклама