Наш человек на Унтер-ден-Линден

Владимир Малахов — 20 лет на сцене

Екатерина Беляева, 15.03.2007 в 14:12

Владимир Малахов

Москву посетил Владимир Малахов. Директор Берлинского Штаатсбаллетта, премьер АБТ, венской Штаатсопер и много еще чего, Малахов начинал танцевать здесь — в Москве. Точка отсчета — «Театр классического балета» под управлением Наталии Касаткиной и Владимира Василева. Это было 20 лет назад. Малахов не попал в Большой театр по причинам, о которых сегодня говорить бессмысленно за давностью лет. Было ли дело в отсутствии московской прописки, или в тотальном невезении, или в чьей-то ошибке — в общем, не важно, но Москва без Большого театра не смогла удержать гениального артиста в Советском Союзе. Череда случайностей и совпадений уберегла Малахова от остановки в Москве в эпоху хмурого безвременья — в период с 1987-го по 2007-й тут ничего особенно интересного в области балета не происходило, тогда как на Западе можно было хоть на приличный репертуар рассчитывать и застать в хорошей форме хороших хореографов.

Те пять лет, которые артист протанцевал в театре у Касаткиной, для всей театральной Москвы прошли под знаком Малахова. Его дарование сравнивали с моцартовским, называли вундеркиндом и «нашим чудом». Рейтинг популярности «Классического балета» в то время был необычайно высоким благодаря приобретению Малахова. Оба хореографа старались изо всех сил, чтобы поинтереснее показать своего чудо-солиста. Малахов и вправду творил чудеса — в «Дон Кихоте» даже выходил на пуантах в специально для него сочиненной роли Гамаша. Чудеса и сумасбродства могли продлиться сколько угодно — богатства природных данных казались неисчерпаемыми, однако трезвый разум все-таки возобладал. Артист вдруг как-то сразу повзрослел и понял, что ради серьезной карьеры танцовщика нужно срочно уезжать. Он попал в креативную среду — разнообразнейший репертуар в Штутгарте (Кранко, Баланчин, Роббинс, Ноймайер, Брун, Ван Манен, Форсайт), затем нью-йоркский АБТ с Марком Моррисом, Твайлой Тарп, Гленом Тетли и Начо Дуато. В Вене и в Берлине Малахову удалось сделать свои постановки. Это совсем не значило, что в танцовщике внезапно разглядели дремавшего хореографа. Речь шла лишь о том, что мальчик из Москвы получил статус первого танцовщика Германии и Австрии и вошел в десятку лучших в мире. Лучшим позволяют не только танцевать что вздумается, но и создавать какую-то свою хореографию.

В 35 лет Малахову предложили возглавить балет берлинской Штаатсопер — сейчас он интендант балета всего Берлина, и планируется перезаключение с ним контракта до 2014 года.

Пятнадцать лет за границей не прошло у нас на виду. Конечно, по рукам ходили пиратские кассеты с отдельными спектаклями, но охватить весь диапазон было невозможно, Малахов вырвался далеко вперед — здешним фанам за ним было не угнаться. В 2001-м Малахов приезжал в Россию, чтобы вернуть частичку себя поклонникам, которые верно ждали своего кумира и все дружно отправились в Петербург на Мариинский фестиваль, где Малахов станцевал «Жизель» с Дианой Вишневой. Спектакль был абсолютно фантастический. Многие ожидали увидеть избалованную критикой заезжую звезду, сметающую все и вся на своем пути, и ошиблись. Малахов предстал изысканным партнером, тонким интерпретатором романтического наследия и магом аристократического жеста. Мы просто не представляли, что «Жизель» может быть такой. И еще не представляли, что Вишнева может быть такой свободной и выразительной в роли Жизели. Тогда же родилась великолепная пара Малахов — Вишнева — пара бескомпромиссно равных партнеров, когда многого ждешь от одного и от другого. Для сегодняшнего времени, когда на сцене чаще встретишь гения-одиночку или артиста вспомогательного характера вроде безымянного партнера Лопаткиной или Гиллем, гастролирующая пара равновеликих звезд — нечаянная радость.

Для следующего фестиваля Малахов подготовил фокинского «Петрушку». Спектакль мог стать обычным выступлением на раз. Малахов сделал другое — первый раз станцевал, как последний. Одной ролью подытожил целую жизнь. Дело в том, что исполнителей роли Петрушки в мире один-два. Многие берутся, но мало у кого выходит со смыслом. У Малахова получилось, и не потому, что он месяц репетировал. Скорее оттого, что, выйдя в роли театральной тряпичной куклы, у которой «руки-плети», а вместо крови «клюквенный сок», он здесь, прямо на сцене, вдруг осознал всю эфемерность театрального процесса, как картонный Петрушка с горечью осознал картонную сущность своей избранницы Балерины. Бессознательно замкнутый, как всякий балетный, на своей балетной карьере, он перенес эти ощущения в балет. Петрушку запирал в четырех стенах фокусник, пока Арап развлекался с Балериной. Балетные люди отбивают двадцать лет один и тот же строгий ритм, а другая, настоящая, жизнь фонтаном бьет из окна. Артист попробовал высунуть голову из окна — вышла трагедия. А еще Малахов — Петрушка вызвал литературных духов, после спектакля руки потянулись к блоковскому «Демону» и «Балаганчику».

Сильное впечатление оставило его выступление в паре с Дианой Вишневой в 2004 году в Большом театре в «Спящей красавице». Там были две потрясающие кульминации — одна в сцене охоты, когда Аврора является Принцу Дезире как видение, и вторая в свадебном акте. Малахов так деликатно провел сцену с видением, мягкими, неслышными прыжками парил над сценой, был невероятно внимателен к партнерше и, главное, своим вторжением в мир Принцессы Авроры сумел не разрушить сказочную атмосферу ее сна. Зато в финале он победно вылетел на сцену при полном параде — в орденах и лентах — и показал, кто будет хозяином бала.

Вот основные вехи, по которым можно ориентироваться в мире «русского Малахова». Остальное принадлежит Западу. Там он и празднует свои двадцать лет творческой деятельности — гала-концертом «Владимир Малахов и друзья», который несколько раз устраивали в Берлине. И Москва получила свои крохи — Малахов станцевал в Гала-концерте в ГКД по просьбе Касаткиной и Василева. «Театру классического балета» исполняется в этом году сорок лет, и эта дата хорошо рифмуется с малаховской. Вот и отметили вместе семейное торжество. Малахов, как обычно, был великолепен. Из нового репертуара показал «Арию» Генделя в хореографии Вэла Канипароли. Маленькая история о том, как сложно иногда бывает артисту снять театральную маску наедине с самим собой.

Впереди у танцовщика и директора — насыщенный весенне-летний сезон: Солор в «Баядерке» в Берлине, Огонь в «Кольце вокруг кольца» Бежара и выпуск премьеры балета Аштона «Сильвия». В Москву Малахов обещает приехать не раньше чем через два-три года. Возможно, это будут гастроли его труппы «Берлинский балет», но говорить о конкретных датах пока рано. Будем ждать.

реклама

вам может быть интересно

Фонограмма дантова ада Классическая музыка
Юбилей внутри фестиваля Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Тип

статьи

Раздел

балет

Театры и фестивали

Берлинская государственная опера

Персоналии

Владимир Малахов

просмотры: 627



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть