Дон Жуан в юбке

Режиссер Иван Поповски заставил Кармен закурить сигару

Безбашенная Кармен угодила даже Вишневской.
Фото: МИХАИЛ ГУТЕРМАН

С тех пор, как Галина Вишневская не приняла обновленной версии «Евгения Онегина» в Большом театре, стало ясно, что примадонна не допустит в свой Центр оперного пения режиссеров, искажающих классику. Поэтому опера «Кармен», премьера которой состоялась в Центре в минувшую субботу, вызывала особый интерес: удастся ли ее режиссеру Ивану Поповски соблюсти классический этикет и внести в спектакль что-то новое.

Взявшись за «Кармен», Поповски столкнулся с непростой задачей. С тех пор как на премьере этой оперы в 1875 году разразился скандал, большинство режиссеров старается сочинить для нее какую-нибудь экстравагантную трактовку. Сюжет «Кармен» не раз выворачивали наизнанку и дополняли шокирующими подробностями. К примеру, в пермском варианте оперы, показанном на прошлогодней «Золотой маске», солдаты в телесном трико принимали душ, а таверна, где собирались контрабандисты, и вовсе превратилась в дешевый солдатский бордель. Было бы странно ставить незамутненно-классический вариант «Кармен», игнорируя окружающий ее контекст. Но увлекаться экспериментами режиссер не мог: Вишневская не признает трактовок, искажающих или слишком осовременивающих партитуру.

Поповски с блеском вышел из этой ситуации, поставив динамичный, эффектный спектакль, и сумел передать на маленькой сцене Центра атмосферу севильских площадей, полных народа и горных круч испанских Пиренеев. В его версии мизансцены пронизаны музыкой и педантично ей соответствуют. Конечно, Мериме, чья новелла стала основой либретто, написал, что цыганка Кармен сама подошла к Хозе, но если в оркестре в этот момент звучит тема героя, он у Поповски идет первым. Режиссер то заполняет сцену актерами, создавая ощущение людной площади, то переходит с «общего» плана на «крупный», оставляя вдвоем Кармен с Хозе или с Тореодором. На сцене то и дело блестят кинжалы и разыгрываются нешуточные страсти.

Порадовав приверженцев классики в чистом виде, Поповски придал происходящему ироничный, игровой оттенок. Кармен делает руками гипнотизерские пассы, закуривает сигару (куча поклонников тянется к ней с зажженными спичками), хор во время Хабанеры подбрасывает оранжевые апельсины, а работниц табачной фабрики, устроивших скандал, солдаты хватают за ноги и волочат по полу за кулисы. На сцене все происходит по-настоящему, и одновременно оставляет ощущение легкой пародии на незыблемые классические традиции.

Лучше всех существовать в этой системе координат удается Кармен (Оксане Корниевской). У молодой певицы есть все данные, чтобы стать примадонной: красивый голос, эффектная внешность и артистичность, доходящая до бесшабашности. Прошлой весной Корниевская в спектакле «Вампука» залезла в оркестровую яму, размахивая авоськой с продуктами, и чуть не сбила дирижера с ног. И с тех пор абсолютно ничего не боится. По сравнению с тем эпизодом задачи, стоящие перед Кармен, для певицы просто семечки. Ее героиня точь-в-точь как пушкинский Дон Жуан каждый раз искренне влюбляется, поражая нешуточной силой чувств. Кармен верит, что эта любовь – самая сильная, настоящая и последняя. И так же искренне не понимает, чего хочет от нее Хозе (Олег Долгов): ведь ее любовь уже прошла.

Чтобы сделать «Кармен» максимально доступной, ее исполняют не на языке оригинала с субтитрами, как принято везде, а по-русски, как в советские времена. К тому же ученики Вишневской отличаются отменной дикцией. Впрочем, для гастролей на Западе (несомненно, такие предложения появятся) певцы выучили французский текст.

Ольга Романцова, newizv.ru

реклама

вам может быть интересно

Романтик эпохи перемен Классическая музыка