Монтеверди всех победит

Эдинбургские фестивали соревнуются друг с другом

Эдинбург претендует на звание столицы не только Шотландии, но и всех без исключения искусств. Поэтому каждый август этот амбициозный город становится средоточием сразу нескольких фестивалей. Здесь найдется место абсолютно всему: и классической музыке, и книжной ярмарке, и кинофестивалю, и даже конкурсу военных оркестров. Но два главных фестиваля - это все-таки демократичный Fringe (переводится на русский как «Обочина») и академичный Эдинбурский международный фестиваль, которые вечно враждуют между собой.

Эдинбургский фестиваль старается приглашать к себе лучших режиссеров и дирижеров, а Fringe безразмерен и не знает никакого отбора: любой театр мира может наряду с тысячами других принять участие в празднике. Из-за своей необъятности эта обочина давно уже главенствует в столице Шотландии, а Эдинбургский международный фестиваль, который по статусу как будто важнее, ютится на обочине «Обочины». Fringe привлекает к себе в основном джинсовую молодежь, а на спектакли Эдинбургского фестиваля ходит преимущественно та публика, что привыкла к смокингам и вечерним платьям.

В этом году Эдинбургский международный фестиваль возглавил новый директор - 44-летний австралийский композитор Джонатан Милз. Он составил крайне любопытную программу, в которой едва ли не каждое событие так или иначе связано или с оперой, или с композитором Монтеверди, или с мифом об Орфее. Оперному жанру в этом году исполняется 400 лет, а Клаудио Монтеверди - 440 лет. Первой оперой в истории человечества считается "Орфей" Монтеверди: она была впервые исполнена 24 февраля 1607 года в итальянской Мантуе.

С юбиляршей-оперой так или иначе в этом году связаны даже балетные и драматические спектакли. Венский Schauspielhaus показывает спектакль «Поппея» по мотивам оперы Монтеверди "Коронация Поппеи". Американец Ли Бруер демонстрирует в высшей степени оригинальную версию «Кукольного дома» Ибсена: жилье ибсеновской Норы стало кукольным домиком в прямом смысле слова, а актеры то поют оперные арии, то рассуждают речитативом. Эдинбургский фестиваль намеревается заглянуть и в дооперные времена: например, сказитель Бенджамин Бегби, помогая себе старинной арфой, исполнит на староанглийском язык эпос VIII века «Беовульф».

Еще один герой нынешнего фестиваля - Генри Перселл, которого в Великобритании почитают как основоположника национальной оперы. Вариацию на тему классической оперы Перселла «Дидона и Эней» покажет нью-йоркский театр Wooster Grup.

Главное событие непосредственно оперной программы - спектакль барселонского Gran Teatre del Liceu «Орфей» под управлением Хорди Саваля. «Орфеев» здесь в этом году видимо-невидимо: и «Орфей" и "Царь Эдип» Игоря Стравинского, и драматический спектакль «Orpheus X» в постановке Американского репертуарного театра, и хореографические вариации на тему «Орфея» Монтеверди в интерпретации легендарного нью-йоркского хореографа Триши Браун.

Глеб Ситковский

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама