«Непродление»: новый балетный термин

Большой театр увольняет Николая Цискаридзе

Екатерина Беляева, 11.06.2013 в 14:53

Большой театр окончательно решил расстаться с Николаем Цискаридзе. С ним не продлевают контракты. Артист получил официальное уведомление 7 июня. Речь идет о двух срочных контрактах — контракте артиста и контракте педагога-репетитора. 30 июня 2013 года должен стать последним рабочим днем Цискаридзе в Большом театре.

Николай Цискаридзе непрерывно работает в Большом 21 год.

Он пришел в театр после окончания МГАХ в 1992 году и быстро продвинулся по служебной лестнице до ранга премьера. В его репертуаре десятки ролей. В 2001 году он стал одним из первых российских артистов, кого пригласили станцевать на сцене Парижской Оперы. После успеха в «Баядерке» в 2001, Цискаридзе позвали в Париж на «Клавиго» Ролана Пети, но во время репетиции артист получил травму. После он возвращался на сцену Оперы Бастилии танцевать балет «Щелкунчик» в редакции Р. Нуреева.

С 2004, продолжая танцевать, Цискаридзе начал преподавательскую работу,

«подхватив» класс своего педагога Марины Тимофеевны Семеновой, которая по состоянию здоровья уже не могла приходить в театр.

В 2007 взял первого ученика Артёма Овчаренко, с которым подготовил сольные партии в балете «Чиполлино» и «Щелкунчик». С 2009 репетирует с Денисом Родькиным и Анжелиной Воронцовой. Большим педагогическим достижением Цискаридзе стала подготовка Родькина к дебюту в балете «Дочь фараона» в июле 2012.

Отношение Цискаридзе с администрацией Большого театра начали портиться, когда в октябре 2011 года премьер раскритиковал итоги реконструкции исторической сцены Большого. Он открыто указал на серьезные недостатки кулисной части театра — неудобные гримуборные, низкие потолки в репетиционных залах, «ледяной» кафель возле сцены и так далее.

Цискаридзе не раз заявлял в СМИ о своей готовности и большом желании возглавить Большой театр.

В ноябре 2012 года в интернете курсировало коллективное письмо известных деятелей культуры, среди которых были Олег Табаков, Марк Захаров, Алиса Фрейндлих, Геннадий Хазанов, Елена Образцова, Зураб Соткилава с обращением к президенту России с просьбой назначить Николая Цискаридзе генеральным директором ГАБТа вместо действующего Анатолия Иксанова.

После публикации в интернете некоторые из подписавшихся извинились перед Иксановым и отозвали свои подписи.

Театр отреагировал на скандальные выступления Цискаридзе в СМИ двумя административными взысканиями

— ему были сделаны два выговора за несанкционированное общение с прессой, один из которых танцовщику удалось через суд снять, а второй, связанный с интервью каналу «Би-би-си», пока действует. Цискаридзе решил обжаловать решение суда по поводу второго выговора.

Артист боялся, что в свете высказанных администрацией Большого театра подозрений о его причастности к делу худрука балета Сергея Филина, обезображенного кислотой в январе 2013 года, возникнет третий выговор, и тогда его смогут уволить даже до окончания срока действия контрактов. 2 июля состоится суд по поводу этого второго выговора.

Педагогическая деятельность Цискаридзе в Большом была под угрозой еще полтора года назад,

когда театр хотел в срочном порядке отобрать работу у полставочников Цискаридзе и Яна Годовского в пользу создания целой ставки для Регины Никифоровой — пожилого педагога на репертуар Юрия Григоровича.

Цискаридзе тогда обратился за поддержкой в ведущие СМИ, и театр, не желая разжигать конфликт во время новогодних каникул, удовлетворил желание танцовщика совмещать должности артиста и педагога. Его педагогический контракт как раз и был продлен до 30 июня 2013 года. Напомню, что педагогическая ставка — это путевка в будущее, возможность остаться в театре по окончании карьеры артиста.

Предельным возрастом для артиста балета в России считается 38 лет.

Когда артист достигает этого возраста, театр обязан расторгнуть с ним бессрочный контракт и оформить пенсию, хотя оформить ее можно еще раньше — достаточно 15 лет непрерывного стажа. Некоторые по состоянию здоровья уходят из профессии раньше 38 лет — законодательством такая возможность предусмотрена. И переход возрастных артистов с регалиями на срочные контракты тоже может происходить раньше — по желанию и обоюдному согласию с работодателем.

Николай Цискаридзе

Работа по такому контракту дает большую свободу передвижения — можно, например, свободно ездить по личным гастролям, но и содержит опасность остаться в какой-то момент «за бортом».

В мировой практике возраст выхода артистов балета на пенсию варьируется в пределах 38-44 лет.

В Гамбургском балете, например, уходят в 40, но по желанию артист может временно отказаться от выплаты пенсионного вознаграждения и продолжать работать в компании на договорной основе. В Парижской опере танцовщиков в обязательном порядке отправляют на пенсию в 42 года без права продолжения, но с теоретической возможностью выступать по гостевому контракту.

Понятно, что в 38 лет премьеры и балерины из профессии не уходят.

В советское время были истории, когда именитые танцовщики работали в театре до пятидесяти лет и даже дольше.

Примеры яркие — Галина Уланова, Майя Плисецкая, Раиса Стручкова, Наталья Бессмертнова, Наталья Дудинская, Константин Сергеев, Екатерина Максимова.

Сейчас такого творческого долголетия просто не может быть в силу изменившегося законодательства. Из поколения Цискаридзе — кому около сорока или чуть больше — танцующих «пенсионеров» единицы.

Это прима-балерина Мариинского театра Ульяна Лопаткина (39), худрук балета Театра Станиславского Игорь Зеленский (44) и сам Цискаридзе, который хоть и малым числом, но

совершенно блестяще провел в этом сезоне свои коронные балеты — «Корсар», «Жизель», «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица».

Все шло с немыслимыми аншлагами — особенно «Корсар», где танцовщик предстает в образе героя поэмы лорда Байрона — Конрада.

В целом, театр пока не понимает, что он делает, увольняя Цискаридзе.

Смена эпох происходит, молодые должны «сносить стариков», и в театре есть некоторое количество достойных молодых артистов.

Впрочем, аналогичной той плеяде танцовщиков, которая взорвала девяностые и начало двухтысячных, когда писали о феномене мальчиков из Большого и девочек из Мариинки (Андрей Уваров, Сергей Филин, Николай Цискаридзе, Дмитрий Белоголовцев, Дмитрий Гуданов, Ульяна Лопаткина, Диана Вишнева, Светлана Захарова, Дарья Павленко, Майя Думченко) — на начало сезона 2013/2014 явно не собрать.

Опять же

непродление контрактов с Цискаридзе попахивает местью руководства за его «разговоры» в СМИ и дерзкое желание «захватить» театр,

потому что профессиональные претензии ему предъявить трудно.

Свои немногочисленные спектакли он провел феноменально, физическая форма у него хорошая, ученики продвинулись и по служебной лестнице и в плане освоения репертуара.

Поклонники творчества Николая собираются устроить пикет на Театральной площади

с требованием руководству Большого перезаключить с Цискаридзе новые контракты сроком на пять лет. Мероприятие намечено на 15 июня.

реклама

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Тип

статьи

Раздел

балет

Театры и фестивали

Большой театр

Персоналии

Анатолий Иксанов, Николай Цискаридзе

просмотры: 5997



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть