Джейн Фонда: американка, которую знали в СССР

20.12.2007 в 17:58

21 декабря исполняется семьдесят лет замечательной американской актрисе Джейн Фонде. Той самой «сумасшедшей» Джейн, которая хотела вовлечь всех женщин мира в марафон здоровья. Это она подавала пример ленивым домохозяйкам, наворачивая круги по городу в купальнике и кроссовках. Это она заставила американок, европеянок и даже советских женщин поверить в волшебную силу аэробики. Правда, после одного из таких показательных выступлений в Москве — Фонда участвовала в марафоне вокруг Кремля — у актрисы случился инфаркт.

Еще она ненавидела войну во Вьетнаме, ракетные базы Пентагона и всяческое насилие. Отчасти она пострадала за свою веру, подверглась политическим преследованиям, после того как вместе с Дональдом Сазерлендом, коллегой по фильму «Клют», ездила по американским базам и объясняла солдатам, что развязанная правительством вьетнамская война бессмысленна и античеловечна. Такую необычную женщину, пусть и американку, не могли не признать в СССР, и в отличие от фильмов других артистов ее поколения и даже поколения ее отца — знаменитого голливудского актера Генри Фонды — фильмы с ее участием выходили в советский прокат свеженькими. Так, фильм 1970 года «Загнанных лошадей пристреливают, не так ли?» не залежался на полке хранилища, но показывался в обычных кинотеатрах. Пацифистке охотно простили фривольное прошлое у Роже Вадима, который снял Джейн, ставшую к этому времени его женой, в скандальной ленте «Барбарелла». Недвусмысленные слухи об оргиях, которые супруги Вадим устраивали у себя дома, не закрыли прекрасной американке дорогу к миллионам советских зрителей. Когда Фонда выпустила книгу о своей жизни, то совестливо призналась в чудачествах молодости и назвала их ошибками.

Интересно, что сложившегося образа Джейн Фонды, по сути, не существует — ее жизнеописание распадается на три неравные части.

Первая часть: Джейн — дочь своего звездного отца. Говорили, что она похожа на него, как отражение в зеркале, и купается в лучах его славы. Но какая отеческая слава, если отец и дочь много лет почти не общались и символически помирились, лишь сыграв в одном фильме — «На золотом пруду». Однако внутренняя связь между ними, безусловно, была. Генри Фонда был американцем от головы до кончиков пальцев, вернее, играл такового на сцене. Он был мифологическим суперамериканцем, воплощал на экране собирательный образ положительного, справедливого героя. Актеру давались такие персонажи, как Линкольн, настолько легко, что вся Америка в них верила. И в плане ярко выраженного американизма Джейн — достойная дочь своего отца. Хотя в кино она и стриптизершу могла сыграть, и проститутку, и женщину-кошечку, но в жизни делала только то, что подобает настоящему американцу, — боролась за справедливость, пропагандировала здоровый образ жизни (вспомним здесь другую американку, Элизабет Арден, которая со своими телевизионными программами шейпинга опередила Фонду и ее аэробику для всех). Но при этом она сумела воплотить в жизнь и другую американскую мечту — разбогатеть, то и дело снимаясь в коммерческом кино и бросая на ходу фразы типа «деньги на дороге не валяются».

«Вторая» Джейн играла в хорошем кино и запомнилась как актриса, которая умеет создавать глубокие психологические роли. И это правда: список фильмов у Фонды показателен. Это и «Три шага в бреду» Роже Вадима в компании Алена Делона и Брижит Бардо, и «Возвращение домой» Хэла Эшби, «Джулия» Фреда Циннемана, «Китайский синдром» Джеймса Бриджеса и другие. Причем серьезные роли, которые она сыграла в этих фильмах, раз и навсегда выдвинули ее из ряда обычных артистов и поставили в разряд первоклассных. И тем не менее о Джейн Фонде как об актрисе не сложилось легенды, как о других харизматических персонажах того времени вроде Джины Лоллобриджиды, Брижит Бардо или Ванессы Редгрейв.

И, наконец, третья составная часть образа Фонды — это успешная спортcменка, предложившая женщинам особое «учение о неувядающих формах». На этом поприще Джейн Фонда обрела истинный успех и завоевала любовь и признание многих. Однако путь спортивного учения был тернист — инфаркт пятидесятилетней актрисы после пробежки вокруг Кремля на какое-то время поставил под сомнение полезность пропагандируемого ею активного образа жизни.

Зря сомневались. С того времени прошло двадцать лет. Джейн Фонда продолжает заниматься своей аэробикой и в семьдесят лет поражает мир совершенством форм.

Александра Германова

Тип

статьи

Раздел

культура

просмотры: 870

реклама

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Тип

статьи

Раздел

культура

просмотры: 870