Вспомним Фернанделя

20.12.2007 в 22:13

Вспоминать, впрочем, будут телезрители постарше, для которых в 50-е и 60-е годы он был одним из немногих кумиров, а вот среди молодежи немало и тех, кому имя великого французского комика ни о чем не говорит. Так что подготовленная каналом «Культура» ретроспектива фильмов с его участием помимо всего прочего имеет и познавательно-воспитательное значение. Только вот принципы ее формирования не совсем понятны. Куда логичнее было бы «раскидать» все фильмы в хронологическом порядке, тем более что они охватили четвертьвековой период творчества актера, между тем ретроспективу открывает один из поздних и не самых удачных его фильмов, и не привычная для него комедия, а мелодрама Жиля Гранжье «Муж моей жены» («Культура», 24 декабря, 10.50. Италия — Франция, 1963). Ее герой Фернан (Фернандель) после войны 10 лет прожил в Германии с немкой Гердой (Анна-Мария Каррьер). Когда возвратился из плена ее муж, он вынужден уехать в родной городок на юге Франции, где узнает, что его жена Кристиана (Клер Морье) вышла замуж за Андре (Бурвиль)... Наверное, логичнее было бы не завершать, а начинать ретроспективу передачей «Фернандель» («Культура», 30 декабря, 12.10) из цикла «Легенды мирового кино».

«Без него французская комедия середины прошлого века была бы замарашкой, тщетно ожидающей своего принца!» — так охарактеризовала роль Фернанделя во французском кинематографе кинокритик Ирина Рубанова. А начиналось все в 1908 году в Марселе, где пятилетний Фернан-Жозеф Дезире Контанден дебютировал на сцене Театра «Шав» — носил шлейфы королев, бегал по сцене в роли посыльных. Первый артистический контракт молодой человек получил в 1923 году в мюзик-холле с сольным номером, здесь же родился и его псевдоним — Фернандель. Стоило ему появиться в эпизоде в фильме Марка Аллегре «Лучшая нянюшка» (1930) — первом из 150!, — как приглашения посыпались одно за другим. Монахи и искусители, жулики и полицейские — все эти персонажи, сыгранные Фернанделем в комедиях известнейших режиссеров Франции, всегда служили их украшением. Именно на его обаянии и темпераменте держится фильм Кристиан-Жака «Мятежный Эрнест» («Культура», 26 декабря, 10.50. Франция, 1938), поставленный по одноименному роману Жака Перрэ. Его герой — лауреат первой премии Парижской консерватории, аккордеонист и просто очень деликатный молодой человек Эрнест Пик — вынужден работать в оркестре на теплоходе...

В комедии Марио Солдати «Удар и ответ» («Культура», 25 декабря, 10.50. Франция — Италия, 1950) Фернандель сыграл скромного маляра, которого судьба свела с артисткой, которая собирается дать свой первый концерт в Риме, а в черной комедии «Красная гостиница» («Культура», 28 декабря, 10.30. Франция, 1951. Режиссер Клод Отан-Лара) — отца Карнюса, одного из пассажиров дилижанса, которые однажды ночью нашли приют в захудалой гостинице. Здесь, оказывается, постояльцев убивают, а их добро присваивают. Убийца доверяет жертве свою тайну, а жертва, будучи священником, оказывается связанной тайной исповеди и вынуждена решать для себя ужасную дилемму: молчать и оставить клиентов убийцы умирать или предупредить путников об опасности, которая нависла над ними, рискуя тем самым прогневить Господа... А в фильме Ива Аллегре «Мадемуазель Нитуш» («Культура», 27 декабря, 10.50. Италия — Франция, 1954), поставленном по мотивам либретто оперетты Анри Мейлака «Блюм и Мило», Фернандель выступает в двух ипостасях. Днем серьезный и строгий господин Селеcтен — органист в монастырском приюте для девочек — дает уроки музыки и служит примером хороших манер, а по вечерам он превращается в озорного мсье Флоридора — сочинителя веселых оперетт.

В предновогоднюю неделю у нас есть возможность посмотреть еще несколько классических картин. Прежде всего это приключенческая комедия «Фанфан-Тюльпан» (СТС, 30 декабря, 23.00. Франция — Италия, 1952. Режиссер Кристиан-Жак), где солируют Жерар Филип и Джина Лоллобриджида. Однажды дочь вербовщика (Ноэль Роквер), юная и очаровательная гадалка, Аделина (Джина Лоллобриджида) в шутку нагадала молодому парню Фанфану (Жерар Филип), записывавшемуся в армию короля, чтобы избежать свадьбы, что он возьмет в жены дочку Людовика XV и станет маршалом. А он возьми и поверь! И вроде бы все начало сбываться: он спасает от бандитов карету с мадам Помпадур (Женевьев Паж) и дочерью короля (Сильви Пелайо)... Превосходная режиссура и великолепная игра Жерара Филипа принесли этой легкой, озорной, очаровательной картине феноменальный зрительский успех как во Франции, так и в остальном мире, отметили ее и профессионалы (приз за режиссуру на МКФ в Канне и «Серебряный Медведь» Берлинского фестиваля).

Фильмом-событием стала и драма Робера Брессона «Дамы Булонского леса» («Домашний», 29 декабря, 7.45. Франция, 1945), снятая по мотивам одной из тем (сценарий написал сам режиссер) романа Дени Дидро «Жак-фаталист и его хозяин». Это третья картина Брессона после короткометражки «Дела общественные» (1934) и «Грешных ангелов» (1943) — и она сразу была воспринята его современниками как шедевр. Как отмечал Клод Бейли, один из видных теоретиков и исследователей кино, «эта картина, четкая как теорема, чистая как горный хрусталь, открывала путь современной кинематографии». В основе сюжета лежит тривиальная история: Элен (Мария Казарес), красивая женщина из высшего света, решила отомстить бросившему ее любовнику Жану (Поль Бернар). С этой целью она решила женить Жана на нищей проститутке Аньес (Ирена Лабурдетт), выдав ее за приличную и обеспеченную женщину... На этом заурядном материале Брессон снял суровый и изысканный фильм, отличающийся удивительно высоким стилем, фильм, который прекрасно иллюстрирует его режиссерское кредо: «Кино должно удивлять своей простотой и величием развязки». В этом кино мало диалогов — внимание режиссера сосредоточено на пластике кадра, на языке жестов и взглядов. Он ищет новую драматургию, отличную от того, что он называет «театром на экране». Он строит изображение на некой «абстрактной форме», которая сохраняет только «чистые очертания кинематографии».

Голливудскую звезду 30-х годов Джоан Кроуфорд мы сможем увидеть в комедийной мелодраме «Невеста в красном» («Домашний», 27 декабря, 23.30. США, 1937. Режиссер Дороти Азнер) — экранизации комедии Ференца Мольнера. Это история девушки из низших слоев, которая по прихоти графа попадает в высшее общество. За ее сердце борются плейбой-аристократ и простой крестьянин с благородным сердцем... А выдающиеся актеры Марлон Брандо и Джон Гилгуд солируют в костюмно-историческом фильме Джозефа Манкевича «Юлий Цезарь» («Культура», 29 декабря, 19.50. США, 1953) — экранизации одноименной трагедии Уильяма Шекспира. Действие происходит в 44 году до н.э. Консул и пожизненный диктатор Юлий Цезарь, одержав очередную победу, возвращается в Вечный город. Он получает предостережение из уст слепого прорицателя, но не придает этому значения... Картину в первую очередь отличают зрелищность («Оскар» за лучшую работу художников) и превосходная ига молодого Марлона Брандо, вызвавшая восторженные отзывы даже требовательных английских критиков.

К классике уже можно причислить и детективный триллер «Имя Розы» («РЕН ТВ», 27 декабря, 0.15. Германия — Франция — Италия, 1986) — экранизацию одноименного бестселлера Умберто Эко. Прекрасно понимая, что адекватно перенести на язык кино многослойный, философский по содержанию, новаторский по форме и чрезвычайно увлекательный роман просто невозможно, режиссер Жан-Жак Анно сосредоточил внимание на детективной интриге: в 1327 году монах Уильям Баскервиль (Шон Коннери) и молодой послушник (эта роль сделала знаменитостью 17-летнего Кристиана Слейтера) расследуют серию таинственных смертей в монастыре на севере Италии. Но при всем при этом это не просто стилизованный под средневековье детектив. «Я — сторонник зрелищного кинорассказа, в котором прочитывается мораль», — подчеркивал режиссер, и свой замысел ему удалось воплотить достаточно убедительно. Как верно заметил Райнхард Виссдорф в немецком журнале «Фильмфауст», «камера сосредоточивается на Уильяме Баскервиле, ибо он не только отличный актер, но и некое калейдоскопическое зеркало, в котором отражаются все действие и его эпоха. Это критически мыслящий католик, неоплатоник и естествоиспытатель; он — символ духа, стремящегося к просвещению, о который разбиваются догмы веры. Замечательная игра Коннери помогает очеловечить непростой образ Баскервиля, этого интеллектуального представителя европейского разума, для которого знание всегда было борьбой не на жизнь, а на смерть».

Из современных фильмов стоит выделить отличающуюся свежестью и оригинальностью комедию П.Дж. Хогана «Кто убил Виктора Фокса?» (НТВ, 27 декабря, 1.00. США, 2002). Это история весьма и весьма довольной жизнью домохозяйки из Чикаго Грейс (Кэти Бейтс), фанатичной поклонницы британского певца и кумира женщин Виктора Фокса (Джонатан Прайс сам исполнил все песни своего героя). На почве этого поклонения у нее произошел разрыв с мужем (Дэн Эйкройд), но это Грейс не очень расстроило, и она отправилась на концерт своего кумира. Но концерт не состоялся — знаменитый певец был убит чикагским маньяком (Питер Сарсгаард). И тогда Грейс, пользуясь своим новым положением свободной женщины, летит в Лондон на похороны кумира. Здесь она узнает, что у Виктора Фокса был маленький секрет: он был гомосексуалистом и позором своей аристократической семьи. С чопорными сестрицами кумира Грейс поладить не удается, зато с любовником Фокса (его играет Руперт Эверетт) она мгновенно находит общий язык — в конце концов, они оба потеряли дорогого им человека!..

Геннадий Белостоцкий

реклама

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Тип

статьи

Раздел

культура

просмотры: 415



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть